По поручению губернатора Иркутской области Сергея Левченко в регионе проводится межведомственная операция «Лесовоз». Ее цель – выявление незаконно транспортируемой древесины. В рамках операции организовано 89 передвижных постов по региону, применяются беспилотники для выявления незаконных рубок леса, создана «горячая линия», куда круглосуточно можно сообщать о рубке леса или транспортировке древесины. Эксперты отмечают актуальность применяемых в регионе мер, но в то же время подчеркивают, что эффективность работы по охране леса в первую очередь зависит от воли руководителей органов госвласти.

В Иркутской области проходит межведомственная операция «Лесовоз». Ее цель – выявление незаконно транспортируемой древесины. По словам замруководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области Дениса Удалова, такая операция в регионе проводится агентством впервые. Она организована по поручению губернатора Сергея Левченко.

В операции «Лесовоз» задействованы 412 инспекторов федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах. Организовано 89 передвижных постов, применяются беспилотные летательные аппараты для выявления незаконных рубок леса, создана «горячая линия», куда жители региона круглосуточно могут сообщать о рубке леса или транспортировке древесины.

По словам депутата заксобрания Иркутской области Тимура Сагдеева, вопросы борьбы с незаконным оборотом древесины актуальны для региона: «Для нас лес – это всё. И гордость, и богатство, и преступность. Тот факт, что природа подарила нам ценные таежные породы леса, а также сложность в обеспечении контроля за процессом вырубки леса из-за территориальной удаленности и сложной доступности вызывают соблазн легкой наживы у многих «черных лесорубов». Как охотник и строитель, который вырос в лесном Нижнеудинском районе, хорошо знаю цену нашему лесу и считаю, что все меры, направленные на пресечение незаконной вырубки и вывоза леса, нужны. Это касается и беспилотников, и спутников, и передвижных постов, и развития сети пунктов легальной отгрузки древесины».  

Ведущий координатор проектов Амурского филиала WWF России Евгений Лепёшкин отметил, что многие вопросы с незаконной заготовкой леса можно решить при наличии желания у руководителей регионов бороться с этой проблемой: «Самый эффективный метод – это просто наличие воли государства и руководства региона решить эту проблему. Когда есть это основное, то это во многом помогает использовать уже другие техническое средства или сформированные органы: полицию, отделы по контролю и надзору в сфере лесопользования. Когда эти структуры имеют перед собой реальную задачу решить вопрос, то в целом вопрос продвигается положительно».

По мнению Лепёшкина, принимаемые в Иркутской области меры должны дать определенный результат: «Передвижные посты, если они работают непредвзято, а реально контролируют, то это одно из решений. Беспилотник – эффективное средство. Он может незаметно подлететь, покрывает большие расстояния. Он дает возможность следить за обширной территорией, и благодаря его снимкам можно решить, куда лучше ехать или какую дорогу перекрыть, чтобы на месте поймать незаконных лесозаготовителей».

Координатор лесной программы «Гринпис Россия» Алексей Ярошенко подчеркнул, что помимо операции «Лесовоз» нужно искать способы увеличения штатов по охране лесов. «Операция «Лесовоз» проводится по всей стране. Она, конечно, дает свои результаты. Но защитить леса полностью довольно тяжело. Потому что арендаторы получают лес в пользование в очень примерном количестве, и арендатор получает невыбираемую квоту на заготовку древесины. Невыбираемую, потому что в реальности нет части того, что он получил на бумаге. И арендаторы получают довольно серьезную квоту, с помощью которой могут легализовать большие объемы «ворлеса».

Нужно, чтобы лес кто-то охранял, но для того чтобы содержать достаточно эффективную лесную охрану, у государства денег нет. Например, до введения нового лесного кодекса численность должностных лиц лесной охраны составляла почти 100 тыс. человек, в том числе было 75 тыс. штатных единиц лесников. И большая часть этой лесной охраны существовала за счет собственной хозяйственной деятельности. То есть лесхозы зарабатывали средства и направляли часть этих средств на содержание своего штата, в том числе занимавшегося лесной охраной. А сейчас у нас штатная численность работников, которые имеют полномочия лесной охраны, примерно 22 тыс. человек по стране. И в основном эти люди заняты бюрократическими делами. Единственный способ вернуть достаточный уровень охраны леса – развивать нормальное лесное хозяйство, которое позволяло бы содержать такую производственную охрану леса», – сказал Ярошенко.

Лепёшкин также считает необходимым внедрение в систему охраны леса современных технологий: «Если говорить о технических средствах, то, конечно, государство в первую очередь должно сделать доступной информацию о лесах и местах использования лесов, например, информацию о местах, где предоставлены права на заготовку древесины. По сути, открыть для общества и для органов, которые вовлечены в эту работу, визуальную картинку, по которой будет понятно, где леса используются на легальной основе. Сейчас когда появляется вопрос у местных жителей и полиции по тем или иным рубкам, у них нет основания полагать, законная эта рубка или незаконная. Поэтому мы предлагаем государству использовать современные методы дистанционного зондирования, информационных технологий по созданию карты и ее постоянному обновлению. То есть когда лесозаготовитель заявляет на основании договоров, что он хочет рубить в таком-то месте, то эта информация наносится на электронную карту. И уже будет легальная основа для полиции, для других органов, жителей различать, где что находится, и реагировать на факты рубки».

Сагдеев считает, что контроль за оборотом древесины должен вестись на различных уровнях: «Убежден, что эта работа требует вложения денег и она не может быть сосредоточена в одних руках. Для пресечения коррупции, взяток, перекупки в этой сфере важно распределять ответственность и контроль по разным уровням и инстанциям. При этом важнейшими элементами должны стать эффективная региональная координация такой работы и общественное участие в организации контрольных мероприятий. Что касается эффективности мер, к наиболее стратегически результативным я бы все таки отнес создание инфраструктуры по переработке леса именно на территории нашей области и законодательное пресечение вывоза необработанной древесины из мест ее добычи». 

В рамках проводимой в Иркутской области операции по состоянию на 10 декабря было проверено 438 единиц автотранспорта, осуществляющих перевозку лесопродукции. Выявлено шесть фактов административных правонарушений. В Иркутском районе выявлено четыре факта незаконной рубки лесных насаждений, задержано 11 лиц, изъято три бензопилы, четыре единицы транспорта. Материалы по данным нарушениям переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.