Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн подтверждает репутацию «чистильщика региональных элит», анонсируя увольнение более 70 чиновников, когда-либо привлекаемых по уголовным статьям, даже если их судимости погашены. Таким мнением с «Клубом Регионов» поделился политолог Владимир Слатинов. Он уверен, что сейчас жители  готовы поддержать подобные инициативы не только со стороны Хинштейна, но и других губернаторов. 

– Видимо, призыв Хинштейна к чиновникам покаяться и уйти не сработал, раз он фактически открыто анонсировал увольнения? 

– Со стороны Хинштейна это не какая-то самодеятельность. Запрос на антикоррупционное очищение системы регионального управления есть и со стороны тех, кто отправил его в Курскую область, и со стороны населения, которое на фоне целой череды событий последних месяцев не то, чтобы жаждет крови, но у него есть запрос на такую чистку.

К этой инициативе Хинштейна, думаю, подтолкнул ряд обстоятельств. Во-первых, он постепенно избавляется от команды Смирнова – большая часть знаковых фигур, которые с ним ассоциировались (вице-губернаторы, бывший мэр Курска Куцак) ушли. Во-вторых, врио губернатора, по всей видимости, устроил кадровый аудит и увидел, что ряд чиновников имеет в прошлом судимости и уголовные дела, как погашенные, так и завершённые по нереабилитирующим основаниям. В-третьих, надо вспомнить историю с назначением уже при Хинштейне Павла Моисеева [обвинялся в мошенничестве и превышении должностных полномочий, но избежал наказания из-за истечения срока давности. – Прим. КР] директором регионального центра занятости – это получило у нас очень широкий резонанс. Все-таки, Хинштейн позиционирует себя как чистильщик региональных элит и чиновного аппарата, а тут возник вот такой диссонанс, и он постарался его снять и отчасти нанести удар по клановым связям, из-за которых в том числе случаются такие назначения. 

– Кадровые проблемы есть и в Курской области. Насколько их усилит увольнение запятнавших себя чиновников?

– В команде Хинштейна кадровый дефицит очевиден, яркий пример – до сих пор не занята должность зама по соцполитике. Но я уверен, что Хинштейн оценил управленческие издержки и решил, что политический публичный эффект кампании их перекроет. С другой стороны, понимая зыбкость этого курса, он и сам отмечает, что каждый случай будет рассматриваться отдельно. Второй момент – 70 человек во всей структуре региональной и местной власти, в принципе, это не критичный показатель.

– Это при условии, что список окончательный и расширяться не будет.

– Думаю, что так и есть. Мы, конечно, не знаем этих имен, но не исключаю, что будут и довольно болезненные случаи увольнений с точки зрения издержек для управления. 

Но с точки зрения закона эта кампания выглядит сомнительной, потому что люди с погашенной судимостью уже отдали свой «долг». Да и с точки зрения христианской морали, если человек раскаялся и отбыл наказание, он не может ходить с пожизненным клеймом. Ну а что касается нереабилитирующих обстоятельств, вроде истечения срока давности, как у Моисеева, то здесь моральная правота на стороне врио губернатора. В любом случае, сильного сопротивления со стороны тех, кто попадет под эту кампанию, не будет. Но по мере того, как ситуация в регионе будет стабилизироваться, думаю, будет возникать более активное «юридическое» сопротивления решениям Хинштейна.

– Накануне новый свердловский губернатор Денис Паслер тоже принял ряд мер по борьбе с коррупцией, они тоже включают составление реестра чиновников, уволенных за коррупцию.

– Видите, как идея масштабируется! Более того, сегодня одно из ведущих изданий Орловской области «ОрелТаймс» вышло с большим материалом, в котором вопрошает, когда же у них в регионе начнут составлять такие списки. Пусть в Орле эту тему поднял не губернатор Клычков, а журналисты, но мы же понимаем, что антикоррупционный запрос у населения есть, и вот такие жесты губернаторов будут пользоваться поддержкой населения.