Нижегородская область стала регионом-исключением, где в рамках приведения местного законодательства в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав» решили не снимать ограничения на количество переизбраний губернатора, а, наоборот, ограничили пребывание на губернаторском посту двумя сроками подряд. Соответствующие поправки внес губернатор Глеб Никитин, первый срок которого подходит к концу в сентябре 2023г. Гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что в Нижнем победили силы, выступающие за сменяемость власти, да и сам губернатор рад избежать трудного третьего срока.
Гращенков отметил, что чем больше в регионе элитных групп, тем ярче там идет дискуссия об ограничении губернаторских сроков. Решение исполнительной власти Нижегородской области он воспринимает как победу сил, которые хотят сменяемости власти и видят в этом драйвер для перемен. Для губернатора Никитина в этом тоже нет ничего плохого, поскольку он, по мнению эксперта, понимает, что третий срок стал бы для него проблемой. Он допускает, что аналогичные ограничения могут ввести в других субъектах РФ, таких, например, как Санкт-Петербург, где уже идет серьезная борьба за участие в губернаторских выборах 2024г., Приморье и Иркутская область, «где есть пространство для маневра».
Политолог, профессор нижегородского Института управления РАНХиГС Андрей Дахин полагает, что решение властей Нижегородской области поможет сохранить действующую на протяжении последних десяти лет традицию регулярной ротации высших должностных лиц, под которую подстраиваются все остальные элементы системы регионального управления. Он также считает, что нижегородские областные власти посылают некий месседж федеральному центру, ведь ротационная система управления во многом ориентирована на него, и губернатор перед выдвижением каждый раз заручается поддержкой президента. «Думаю, сохраняя ротационный механизм, правительство региона мыслит себя в системе получения регулярного кредита доверия со стороны федерального центра, более тесное взаимодействие с центром, а за этим стоит возможность подключения к федеральным программам, финансирование по линии национальных проектов», – говорит эксперт. Но в сохранении ротационного механизма Дахин видит и слабые стороны, которые заключаются в том, что новому губернатору нужно время для того, чтобы вникнуть в особенности региона, сформировать команду или завести в регион своих людей, перестроить систему под себя, что часто чревато конфликтами с устоявшимися элитами. «В принципе для политической системы сохранение ротационной системы – это нормальная вещь, но простым росчерком пера эта система не обретает стопроцентного КПД», – заключил Дахин.
По мнению ряда наблюдателей, решение об ограничении губернаторских полномочий двумя сроками подряд принято в интересах руководителя региона Глеба Никитина, который изначально не собирался надолго задерживаться в области, поскольку его амбиции связаны с работой на федеральном уровне. В новой системе ограничений уход Никитина из региона через неполных шесть лет – это сопутствующее обстоятельство, говорит Дахин. «Но тогда возникает вопрос создания на региональном уровне ресурсов и инструментов, которые будут обеспечивать преемственность стратегий, которые нужны региону для развития и решения сложных задач», – добавил он.
«Это мысли вслух, но думаю, что сейчас многие губернаторы раздумывают над тем, что их третий срок будет проблемным, и заранее хотят от него дистанцироваться, – рассуждает Илья Гращенков. – У губернаторского корпуса, полагаю, еще есть опасения, что в последующие годы, когда Россия серьезно хлебнет санкционных проблем и лишится ФНБ, им будет довольно сложно. А если к тому времени еще и выборы отменят, то им бескомпромиссно придется принимать руководство в сложной ситуации – и тут [спасением для них может стать] запрет на третий срок», – поделился своим мнением с «Клубом Регионов» эксперт.