Губернатор Омской области Александр Бурков обсудил восстановление речного судоходства на Иртыше с министром природных ресурсов РФ Александром Козловым. Глава региона обратил внимание, что сегодня из-за обмеления реки объем перевозок сократился в 10 раз и составляет всего 150 тыс. тонн в год.
Решение Бурков видит в строительстве дамб и принятии Россией и Казахстаном общего регламента по увеличению объемов пропуска воды. «Это позволит использовать суда со средней осадкой и будет способствовать увеличению товарооборота между регионом и соседним государством, а также выходу продукции Омской области и Республики Казахстан на международные рынки через инфраструктуру Северного морского пути», – считает губернатор.
Бурков предложил создать специальную рабочую группу при Совместной Российско-Казахстанской демаркационной комиссии, которая займется изучением этого вопроса.
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты видят серьезные перспективы в случае реализации этой инициативы. «Речной транспорт – это наиболее экологичный и дешевый вид транспортировки грузов, и восстановление транспортных артерий для полноценного судоходства – это и государственная, и региональная задача. При этом государство идет регионам навстречу в таких вопросах, поскольку без него они решаться не могут», – говорит эксперт в сфере морского и речного транспорта, директор по развитию ИА «ПортНьюс» Надежда Малышева. По ее сведениям, в рамках стратегии по развитию внутреннего водного транспорта Росморречфлот разрабатывает планы по развитию водного транспорта на Иртыше, и это «очень хорошо укладывается в общефедеральное направление по увеличению привлекательности и доли речного судоходства в стране в целом». Естественно, это потребует серьезных финансовых затрат, но и даст хороший экономический эффект: появится возможность для развития в Омской области судостроения, привлечения новых грузов за счет изменения логистики, и, безусловно, повысится туристический потенциал Омской области. Собеседница «Клуба Регионов» надеется, что реализация этой концепции займет не больше 10 лет.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов убежден, что, даже несмотря на серьезное развитие других видов транспорта, Иртышский бассейн не сойдет с карты транспортных путей в силу того, что он позволяет обеспечивать не только внутри-, но и межрегиональные перевозки между ориентированным на добычу нефти и газа Ханты-Мансийским округом и крупнейшими индустриальными центрами Сибири – Омской и Новосибирской областями. «В этой связи активизация судоходства по Иртышу вполне укладывается в перспективы использования всего бассейна», – говорит экономист.
Климанов связывает перспективы увеличения товарооборота по Иртышу с другими сибирскими мегапроектами. Так, он обратил внимание, что запуск Северного широтного хода создаст новую конфигурацию транспортных потоков на всей территории Западной Сибири. «Например, сейчас стоит вопрос о том, чтобы по Северному широтному ходу шли железнодорожные перевозки из нефтегазодобывающих территорий ХМАО, разгружая направления, связанные с выходом на Транссиб. Кроме того, мы знаем, что правительство РФ намерено развивать восточный полигон РЖД, что тоже снимет напряженность в использовании Транссиба на участке между Новосибирском и Тюменью. А Омск как раз находится на этом пути. В этой связи развитие грузоперевозок в этих регионах будет несколько иным, поэтому рассматривать проект повышения судоходности на Иртыше нужно в комплексе с новыми планами по развитию Западной Сибири, новой ролью существующих в ней городов, а может быть, и тех, которые еще будут возникать», – поделился своим мнением эксперт.
Эксперты также обращают внимание, что Китай, где берет начало Иртыш, в последние десятилетия активно возрождает у себя в стране речное судоходство, следовательно, в экономической целесообразности этого сомневаться не приходится.