Омская область резко улучшила свои позиции в рейтинге уровня развития государственно-частного партнерства за 2020г., который накануне представило Министерство экономического развития РФ. В нем регион занял девятое место, хотя по итогам 2019г. был лишь на 58-й строчке.
Доцент кафедры госуправления и публичной политики РАНХиГС, координатор экспертного совета экспертного центра «ПОРА» Александр Воротников, комментируя результаты Омской области, заметил, что федеральное министерство при составлении рейтинга учитывает объем проектов, реализуемых с помощью механизма ГЧП, нормативно-правовое регулирование в регионе и другие факторы. «Резкое изменение позиций региона говорит о том, что в Омской области власть поняла, что ГЧП необходимо, и четко реализует программу его развития. И это, кстати, пример для других регионов, что можно резко всего за год изменить ситуацию, если развивать государственно-частное партнерство», – считает эксперт. Он уверен, что те губернаторы, которые утверждают, что «ГЧП у них не идет», либо не понимают, что это такое, и не умеют использовать этот инструмент, либо не смогли привлечь в свою команду кадры, которые бы это понимали и смогли до главы региона донести.
Как отметили в омском Минэке, в прошлом году в регионе серьезно переработали нормативную базу, разработали новую методологию и регламенты взаимодействия с инвесторами в рамках государственно-частного партнерства. Сейчас в области применяется отраслевой принцип работы с проектами ГЧП. По словам первого замминистра экономики Дениса Кушнера, на сегодняшний день заключено 30 концессионных соглашений по объектам тепло- и водоснабжения и в социально-культурной сфере.
Главный редактор газеты «Управдом» Павел Пригородов поддерживает решение привлечь в региональную структуру ЖКХ частные средства. «Я, вообще, сторонник того, чтобы привлекать в жилищно-коммунальное хозяйство любые средства под любым предлогом, поскольку эта сфера практически бездонная. И тут вопрос не в том, справляются сами власти или нет, а в том, что частное предприятие, даже если оно управляет одной котельной, намного эффективнее, чем государственное, поскольку подход рачительнее. Кроме того, передача этих объектов в концессию – это ведь еще и неплохая стимуляция малого и среднего бизнеса. Тем более что у администрации в любом случае остается возможность контроля над объектами ЖКХ», – поделился своим мнением эксперт.
Также стоит отметить, что механизм ГЧП помогает Омской области успешно подготовить инфраструктуру к проведению в 2022г. молодежного чемпионата мира по хоккею. Благодаря заключению трехстороннего соглашения между правительством РФ, региональным кабмином и «Газпромом» в июне 2020г. в Омске началось строительно нового спортивного комплекса «Арена». В июле 2021г. на объекте уже приступили к монтажу крыши.
По словам Александра Воротникова, главная задача ГЧП – это максимально оперативно при помощи бизнеса ответить на общественный запрос на реализацию проектов, на которые у самой власти из-за ограниченности ресурсов ушло бы гораздо больше времени. «Многие проекты бизнес легко может реализовать сам, потому что это ему выгодно, и по большому счету финансовая поддержка ему не нужна, но нужна нормативная поддержка на законодательном уровне, поддержка ресурсами, предоставление каких-то иных преференций... К таким проектам относятся дороги, строительство медцентров, школ, объектов социального обслуживания или, например, приютов для бездомных животных и заводов по переработке мусора и так далее», – говорит Воротников.
Также немаловажно, что активное использование возможностей ГЧП позволяет субъекту получить дополнительную федеральную поддержку. Главное здесь – попасть в федеральный тренд, считает собеседник «Клуба Регионов». «А самый главный федеральный тренд сегодня – это нацпроекты. Практически у всех субъектов есть своя региональная часть нацпроектов, и ее реализация в рамках ГЧП позволяет рассчитывать на поддержку федцентра. И здесь вариантов очень много, и ими нужно пользоваться – например, теми же инфраструктурными кредитами», – резюмировал эксперт.