О необходимости повышения эффективности целевого обучения в вузах заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он отметил, что в ряде регионов в отдельных отраслях стоит принять дополнительные меры по закреплению кадров. Глава Сахалина заявил, что в регионе будут привлекать больше кадров для экономики через систему целевого набора и обучения. Он подчеркнул, что такую практику помимо здравоохранения, образования и транспорта на Сахалине распространят и на другие отрасли.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев провел селекторное совещание с главами регионов, посвященное повышению эффективности целевого приема и целевого обучения в вузах страны. По мнению Медведева, в отдельных отраслях в ряде регионов необходимо принять дополнительные меры по закреплению кадров. «Это касается тех уголков нашей страны, где не хватает учителей, врачей, социальных работников. Систему нужно настроить таким образом, чтобы университеты готовили действительно востребованных профессионалов, регионы и работодатели, соответственно, могли найти нормальных специалистов, ну а студенты после учебы гарантированно получали работу по специальности», – сказал глава российского правительства.
Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко по итогам совещания заявил, что власти региона будут привлекать больше кадров для экономики через систему целевого набора и обучения. По его словам, такую практику помимо здравоохранения, образования и транспорта на Сахалине распространят и на другие отрасли. «В ближайшее время мы еще раз проанализируем эффективность системы целевого приема и обучения на региональном уровне. Особенно по тем сферам, которые нам предстоит «закрывать» кадрами в течение предстоящих лет. За последние три года заключено почти 600 договоров о целевой подготовке в вузах студентов для здравоохранения, образования и транспортной отрасли Сахалинской области. Например, эти меры уже позволили снизить кадровый дефицит на 6% в учреждениях медицины. Поэтому такую практику будем распространять и на другие сферы экономики, которые сегодня остро нуждаются в специалистах», – сказал Кожемяко.
Он добавил, что власти региона продолжат совершенствовать механизмы взаимодействия между вузами, студентами и работодателями. При этом губернатор отметил, что «особое внимание здесь следует уделить контролю за отбором кандидатур для целевого приема и обучения».
Необходимость повышения эффективности целевого наборы в вузы поддержал доктор экономических наук, завкафедрой управления и сельского консультирования Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева Валерий Кошелев: «В настоящее время ситуация с целевым обучением – полная профанация. Приходят слабенькие абитуриенты, существующий практикой набора на целевое обучение фактически пользуются те, кому на самом деле это неинтересно. Хотя, безусловно, целевая подготовка нужна. Да, раньше была система распределения, к ней сейчас вернуться нереально. Но есть другие возможности, которые в мире используются. Те же самые учебные кредиты. Если за твое обучение кто-то платит, то необходимо затем на месте эти средства отработать, и это жестко отслеживается и так далее. Уже есть разработанные механизмы. Просто нужно этот вопрос как следует изучить на государственном уровне и внедрить эту систему, чтобы она нормально функционировала».
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина также отметила важность поиска новых механизмов для эффективной работы целевого набора: «Решить эту проблему могло бы взаимное определение ответственности. То есть чтобы не только бюджет финансировал целевое обучение, а это было некоторое сочетание ресурсов и вкладов каждого из участников. Это должны быть договорные отношения, а не приказ о зачислении на целевой прием. Эти договорные отношения должны связывать будущего работодателя, самого абитуриента и университет некоторыми обязательствами и возлагать на каждого ответственность и штрафные санкции в случае невыполнения обязательств. Работодатели, которые предполагают, что им нужны эти кадры, формируя заказ на целевые места, решали бы те или иные региональные задачи в соцсфере или в области развития реального сектора экономики. Минобрнауки, формируя контрольные цифры приема по целевому набору, тоже стоит обсуждать вопрос целесообразности набора по спецусловиям. Ранее речь также шла о возвратных субсидиях. То есть субсидия дается на обучение, и если человек ее впоследствии отрабатывает, то он ничего не должен. Если не отрабатывает, то механизм возврата этих денег тоже может быть предусмотрен».
Стоит сказать, что студенты из Сахалинской области обучаются по целевому приему в нескольких вузах, в том числе и вне региона. В частности, для медиков ежегодно выдается по 50 таких направлений. В сфере образования подготовку кадров ведет Сахалинский государственный университет. За последние три года с ним заключено 66 договоров на целевое обучение. В транспортной отрасли взаимодействие налажено с Сахалинским институтом железнодорожного транспорта – филиалом Дальневосточного государственного университета путей сообщения в Южно-Сахалинске.