На пресс-конференции полпред президента в УрФО Николай Цуканов, комментируя действия инициативной группы по возвращению прямых выборов мэров в Свердловской области, заявил, что назначение или избрание не влияет на эффективность работы градоначальников. Член ОП РФ Андрей Максимов согласен с тем, что качество технической работы мэров от выборности не зависит, но вот его политическая эффективность в случае избрания повышается очень сильно, говорит эксперт. Политолог Сергей Мошкин отметил, что возвращение прямых выборов не будет иметь смысла, пока муниципалитеты экономически зависят от региональных бюджетов, и губернаторы могут просто сократить финансирование, чтобы надавить на нелояльных градоначальников.

Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Николай Цуканов на встрече с журналистами прокомментировал стремление активистов из Екатеринбурга и других городов Свердловской области вернуть прямые выборы мэров. Полпред не считает, что способ избрания градоначальника отражается на его эффективности. «Опираться на мнение жителей ничего не мешает и сегодня любому сити-менеджеру. Если завтра пройдут выборы и Екатеринбург начнет развиваться как Сингапур, я сам первый побегу и проголосую. Но я сомневаюсь, что это произойдет», – сказал он.

Напомним, летом 2020г. заксобрание Свердловской области зарегистрировало инициативную группу, выступающую за возвращение прямых выборов мэров. 10 сентября активисты передали в региональный парламент 13 тыс. подписей жителей в поддержку своей инициативы. Теперь депутаты должны будут рассмотреть соответствующий законопроект. Цуканов заверил, что исполнительная власть будет согласна с любым решением заксобрания.

Комментируя слова полпреда, политолог Сергей Мошкин назвал рассуждения об эффективности избранного и назначенного мэров «тупиковой дискуссией». «Этот вопрос надо переводить в иную плоскость: какой глава – назначенный или избранный – более ответственен перед населением. Это важнейший показатель местного самоуправления и демократической системы. И здесь ответ совершенно очевиден: глава муниципалитета, избранный на всеобщих прямых выборах, безусловно, более ответственен перед населением, нежели назначенный. И подтверждений этому более чем достаточно, – сказал эксперт. – Когда мы запускаем процесс всеобщих выборов, то, если люди ошиблись на выборах, в следующий раз у них будет возможность исправить свою ошибку и выбрать более достойного кандидата, то есть подойти к выборам более тщательно и взвешенно. Так, собственно, и формируется политическая культура избирателя».

Качество технической работы мэра в качестве организатора городского хозяйства не зависит от того, был ли он назначен или его выбрали прямым голосованием, говорит политолог, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению ОП РФ Андрей Максимов. «Но если мы говорим о политической эффективности, о том, насколько хорошо мэр коммуницирует с жителями, как он реагирует на сигналы о проблемах, то прямые выборы обеспечивают здесь более прочную связь. И, как правило, когда люди сами избирают, они лично требуют от мэра больше», – обратил он внимание.

Необходимость выполнения регионами спущенных с федерального уровня показателей обязывает губернаторов добиваться единства управленческой модели, чтобы иметь надежные рычаги влияния на мэров, продолжает Максимов. «Конечно, губернатор в первую очередь заинтересован в том, чтобы мэр был четко ориентирован на его установки, а это обеспечивает модель избрания, при которой половину в конкурсной комиссии составляют представители главы региона», – сказал он. Однако, по мнению члена ОП, в нынешних условиях у губернаторов имеется множество рычагов, чтобы точно так же контролировать и работу избранных мэров. «Просто играет роль желание усилить свое влияние еще больше, и губернаторы его удовлетворяют», – резюмировал эксперт.

Мошкин подчеркивает, что лишение жителей права самостоятельно определять глав муниципалитетов делает нелепым сам термин «местное самоуправление». Но речь, по его словам, не идет о том, чтобы провести выборы ради выборов – главным должен быть вопрос о финансовой самостоятельности местного самоуправления, в отсутствии которой состоит «весь трагизм ситуации». Политолог привел в пример выборы мэра Нижнего Тагила в 2008г., на которых победила оппозиционный кандидат Валентина Исаева. «Представьте себе: женщина (!) предпенсионного возраста победила в городе металлургов наперекор администрации области и «Единой России». Ну и чем это закончилось? На весь ее выборный срок она попала в обструкцию со стороны региональных властей, и второй по значимости город просто не получал финансирования, которое ему могли бы дать, и это я уж не говорю про какие-то дополнительные субсидии. Избиратель почувствовал, что жить стало заметно хуже: дома обветшали, дороги износились, а деньги, которые могли прийти из области, в силу изначальной нелояльности действующей главы в территорию так и не пришли», – сказал Мошкин.