Ульяновское областное правительство и главы муниципальных образований подписали соглашение об экономической безопасности, которое позволяет региональным властям вводить в городах и районах внешнее управление и отправлять в отставку глав, не демонстрирующих высоких экономических результатов. Депутат горсовета Димитровграда Габдулхак Мурзаханов уверен: соглашение главам спустили сверху, «тонко намекнув», что не подписать его нельзя. Политолог Нина Дергунова считает, что губернатор моментально воспользуется новым правом, если нужно будет решать вопрос с «неподчинившимися», а ее коллега Николай Васин сомневается в позитивных экономических изменениях от этого соглашения, зато констатирует выстраивание «жесткой и неэффективной» вертикали власти.
Главы Ульяновска, Новоульяновска и Димитровграда, а также сельских районов Ульяновской области подписали с региональным правительством соглашение «О содействии обеспечению экономической безопасности муниципального образования», сообщает пресс-служба областного правительства. «Это соглашение четко увязано со стратегией развития Ульяновской области с учетом потенциала каждого района. Достижение в муниципалитетах установленных показателей позволит сохранить высокие темпы экономического роста в регионе. При этом в районах, где анализ покажет самые большие угрозы, будут приняты меры по улучшению ситуации», – прокомментировал подписание документа губернатор Сергей Морозов.
Оценивать экономическую безопасность муниципалитетов будет «Центр стратегических исследований». Там разработана методика, в соответствии с которой все муниципалитеты будут разбиты на три группы: «блок лидеров» (исполняют по итогам года более 90% критериев), «зона стабильности» (80% показателей) и «зона риска» (не выполнено более 50% критериев экономической безопасности»). «Муниципалитеты, находящиеся в последнем блоке, должны будут предложить решение выявленных проблем, защитить эти инициативы и начать процедуру оздоровления», – говорится на сайте облправительства. Также областные власти будут инициировать отставку глав отстающих территорий. Впрочем, в этом губернатор по факту и не был ограничен – многие главы сами писали заявления на увольнение, после того как Морозов обрушивался на них с критикой.
Депутат гордумы Димитровграда от КПРФ Габдулхак Мурзаханов, комментируя появление такого соглашение, напомнил, что в свое время в городах и районах по инициативе областных властей поменяли уставы, для того чтобы поставить во главе муниципальных образований глав администраций. «В Димитровграде ради этого даже разогнали, а потом заново избрали городской совет. И поэтому я не думаю, что главы администраций у нас в Ульяновской области сегодня – это самостоятельные лица. А это соглашение направлено в первую очередь на то, чтобы убрать глав образований, которые по каким-то параметрам или не поддерживают губернатора, или областные власти считают их людьми не их команды. Например, я точно знаю, что глава Димитровграда Алексей Кошаев в эту команду не входит, и вряд он бы подписал этот документ, если бы ему тонко не намекнули, что это нужно сделать», – заявил депутат. При этом он уверен, что отправлять в отставку главу, который не достиг нужных параметров, и назначать на его место другого – не лучший вариант решения проблемы. Он считает, что было бы честно в такой ситуации «просто-напросто провести демократические выборы».
Мурзаханов не сомневается, что соглашение было спущено главам муниципалитетов «сверху». «Знаете, у нас в Ульяновской области всегда говорят «по личной инициативе Сергея Ивановича Морозова», «по личному распоряжению губернатора»… У нас создают сегодня культ личности. А мы знаем, к чему это приводит. Как бы там ни говорили о коммунистах, но в 1956г. на ХХ съезде осудили культ личности, а у нас даже речи об этом не идет», – подчеркнул депутат.
Стоит отметить, что Ульяновская область стала первым регионом в России, где были закреплены подобные отношения между областными и муниципальными властями.
Политолог, доктор политологических наук Нина Дергунова полагает, что «если для решения каких-то вопросов к неподчинившимся надо будет применить эти публичные соглашения как некую форму заботы власти о населении, то эти вещи будут моментально применены, но если муниципальная и региональная субэлиты найдут компромисс, то эти соглашения так и останутся на бумаге». При этом эксперт считает, что действия областного правительства отвечают федеральному тренду на укрепление вертикали власти и «ограничений по всем параметрам». «Хотя мне кажется, что после выборов президента, на которых, скорее всего, выиграет Путин, от нового-старого президента в плане экономики будут ждать обратного – шагов по раскрепощению бизнеса и определенной децентрализации. И в этом плане это соглашение, инициированное губернатором, будет этому противоречить. Но пока оно отвечает тенденции», – добавила эксперт.
Политолог Николай Васин появление такого соглашения объясняет желанием Морозова «выглядеть в глазах федерального центра исключительно передовым человеком». «Но здесь есть еще одна причина – это приближающиеся выборы в заксобрание области, которые у нас планируются в сентябре. А в регионе, особенно на селе, очень резко просел уровень поддержки власти и партии «Единая Россия», и это соглашение нужно в качестве знамени нашему руководству, чтобы проявить себя в глазах сельского электората, мол, мы о вас знаем, вас помним, и будем вам помогать», – говорит собеседник. Впрочем, он сомневается, что данное соглашение превратится в нечто реально полезное, «как и все другие идеи, которые провозглашал Сергей Иванович».
«Это соглашение – это уже и нарушение Конституции, и закона о местном самоуправлении. Но для власти это хороший кнут. У нас есть главы муниципалитетов, которые, мягко говоря, могут позволить себе не соглашаться с губернатором. И до недавнего времени особых механизмов воздействия на них не было. А теперь такой инструмент появится. И тогда я очень сомневаюсь, что местное самоуправление реально состоится. Мы вернемся к тому, от чего долго пытаемся уйти – к вертикали власти, жесткой, управляемой и неэффективной», – резюмировал Васин.