Дмитрий Миронов уже четыре года руководит Ярославской областью. «Клуб Регионов» попросил экспертов дать оценку работе Миронова. Политтехнолог Сергей Маркелов отметил, что Миронов пришел в регион, не имея хозяйственного и управленческого опыта, но в итоге ему благодаря личным связям в федеральном руководстве удалось сформировать грамотную команду, «которая тянет денежные потоки и инвестиции», и добиться улучшения социально-экономического состояния области. Представители общественных объединений и политики Ярославской области считают, что губернатору удалось решить ряд острейших проблем и наладить контакт с обществом, что помогает ему в своей работе учитывать интересы жителей.

Исполнилось четыре года с момента назначения Дмитрия Миронова руководителем Ярославской области. Из них больше года, с июля 2016г. по сентябрь 2017г., он возглавлял регион в качестве врио губернатора, а затем он одержал убедительную победу на выборах.

Политтехнолог, директор коммуникационного агентства «МаркеловГрупп» Сергей Маркелов, оценивая работу Миронова, напомнил, что до назначения в Ярославскую область его карьера была связана с силовыми структурами, где он дослужился до поста замминистра МВД. Из-за этого, как отмечает эксперт, Миронов по-прежнему предпочитает непубличный стиль работы. Вместе с тем эксперт считает, что Миронов и не ставит перед собой задачу войти в историю Ярославской области как яркий губернатор. «Он не хочет выступать с какими-то громкими заявлениями или запускать политические мемы, как это сейчас модно», – говорит Маркелов.

С другой стороны, не имея за плечами хозяйственного и политического опыта, Миронову после назначения в Ярославскую область пришлось «учиться этому на ходу», в том числе при подборе команды. Однако сейчас, по словам Маркелова, в том числе благодаря поддержке из администрации президента и силовых структур, главе региона удалось подобрать команду, у которой получается работать эффективно. «Миронов неплохо сориентировался, делегируя остальным то, что сам он делать не мог», – говорит эксперт. Вместе с тем политтехнолог отмечает, что за время работы Миронова социальное и экономическое положение Ярославской области не только не «провисло», а даже улучшилось. Этому Маркелов видит два объяснения. «Во-первых, как выходец из силовых структур, Миронов находится на особом счету в Кремле и с особым денежным потоком, во-вторых, его команда грамотно составлена из спецов, которые привлекают денежные потоки и инвестиции», – сказал собеседник «Клуба Регионов».

Действительно, за время работы Миронова и сам он, и возглавляемый им регион не часто попадали в повестку федеральных СМИ с громкими скандалами, однако только за последние два года на федеральном уровне обсуждались две серьезные проблемы региона, вызвавшие широкий резонанс и решать которые губернатору пришлось лично.

Напомним, в 2019г. министр культуры РФ Дмитрий Мединский анонсировал объединение местного Волковского театра, старейшего публичного театра в России, и Александринского в Санкт-Петербурге. Инициаторами слияния выступили руководители обоих театров Евгений Марчелли и Валерий Фокин. Эта инициатива разделила труппу и возмутила жителей Ярославской области, которые всерьез опасались, что их родной театр в лучшем случае утратит самобытность, превратившись в филиал Александринки, а в худшем – просто исчезнет. Тогда Миронов сам вмешался в ситуацию, и его усилиями Волковский театр был сохранен, Минкульт РФ даже выделил 29 млн руб. на его реконструкцию.

И совсем недавно, весной 2020г., Миронову пришлось защищать Рыбинское водохранилище от строительства ЦБК в Вологодской области. Федеральные власти в этом вопросе тоже встали на сторону ярославского губернатора, тогда многие эксперты заявили, что Миронов в этой ситуации показал себя серьезным лоббистом интересов своего региона.

Член ярославского отделения ОНФ, председатель Общественного совета департамента охраны окружающей среды и природопользования Сергей Павлов считает, что без вмешательства Миронова, несмотря на протесты экологов, ЦБК был бы построен: «В решении этого вопроса роль губернатора была очень велика, ведь этот процесс [подготовки к строительству комбината] длился не год и не два, он давно запущен. Причем общественники протестовали и выражали несогласие с этой точкой зрения не только в Ярославской области, но и в Вологодской. Общественники здо́рово переживали и здо́рово поднимали волну. Но, к сожалению, такой реакции радикальной со стороны властей не было. Мы, конечно, получали письма, которые напоминали больше отписки. А радикально так ничего и не сдвигалось. И только с приходом Дмитрия Юрьевича и его команды пошли процессы изменения в этом вопросе. Я бы связал это достижение не только с командой губернатора, но и лично с Дмитрием Юрьевичем. Я бы даже сказал, что это революционное решение губернатора, очень волевое. И губернатору будут благодарны тысячи ярославцев и их потомков именно за сохраненное здоровье людей».

Что касается контактов Миронова с жителями Ярославской области, то другие опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают: губернатору удается учитывать мнение граждан.

Пример такого взаимодействия – запущенный Мироновым проект инициативного бюджетирования «Решаем вместе!». Только в 2020г. в его рамках планируется реализовать более 1,8 тыс. проектов на общую сумму 2,7 млрд руб.

«Я вижу, что за эти четыре года с момента старта проекта сотни разных объектов для жителей области сделаны», – говорит депутат Ярославской областной думы от «Единой России», председатель комитета по образованию, культуре, туризму, спорту и по делам молодежи, председатель областного Союза женщин Ольга Хитрова. Она обратила внимание, что во время разных избирательных кампаний жители постоянно обращались с различными просьбами, предложениями, но возможности совместно с ними исполнять такие наказы реально не было. По ее мнению, проект «Решаем вместе!» особенно важен для отдаленных территорий, которые обделены спортивными площадками, благоустроенными дворовыми территориями и так далее. «Смысл в том, что мы вместе с жителями каждый год проводим встречи. Они определяют, какой объект для них наиболее важен на текущий год, что бы они хотели: зону отдыха благоустроить, спортивную площадку, детские городки установить во дворах. После принимаем решение о выделении денег, потом жители подключаются активно не только к контролю за этим объектом, но они вносят и свой вклад, начинают дальше благоустраивать свои территории и дворы, начинают выходить чаще на субботники. То есть, почувствовав, что их предложение поддержано, что они реально получили красивый двор, люди хотят все больше и больше его благоустраивать», – говорит депутат.

Продолжая тему коммуникации, Хитрова рассказала, что губернатор ежегодно встречается с областным Союзом женщин: «Мы за круглым столом обсуждаем проблемы, которые нам кажутся на данном этапе наиболее важными. Это вопросы детского здоровья, женского здоровья, поддержка сельских женщин. И каждый год по одному крупному проекту только по линии нашей женской организации губернатор поддерживает».

Координатор проекта «Дороги Ярославля», эксперт Общественной палаты Ярославской области Темур Абдуллаев говорит, что при предыдущих губернаторах взаимодействие с общественникам было менее плотным. «Сейчас чиновники городского уровня не могут откровенно игнорировать ту же группу «Дороги Ярославля», тех же активистов, потому что губернатор дал понять, что диалог нужен. Поэтому мне кажется, что они прислушиваются. Конечно, не все решается, не все получается, но тут причины не в отсутствии диалога, а в невозможности решения каких-то проблем», – сказал он.

Если с общественностью диалог губернатора налажен хорошо, то с политической оппозицией Миронов встречается не так часто, как хотелось бы ее представителям. В частности, депутат облдумы от ЛДПР Ирина Лобанова говорит, что хотелось бы больше общаться с главой региона на личных приемах: «Я понимаю, что сейчас эпидемия коронавируса и очные встречи ограничены, но после снятия вирусной блокады, надеюсь, взаимодействия с губернатором будут происходить как можно чаще».

Эксперты отмечают, что губернатору Миронову удалось многое сделать для развития Ярославской области. Так, по итогам 2019г. регион занял 12-е место в рейтинге качества жизни, который по заказу РБК составило Национальное рейтинговое агентство. В Национальном рейтинге состояния инвестклимата-2020 от Агентства стратегических инициатив область вошла в топ-10, поднявшись по сравнению с прошлым годом на восемь пунктов. А совсем недавно стало известно, что индекс промышленного производства в Ярославской области по итогам первого полугодия 2020г., несмотря на коронавирус, вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 6,1%, что превышает среднероссийский показатель почти на 10%.