Юрий Лужков потребовал взимать плату с управделами президента за использование парковок на территории Москвы. Политолог Валерий Хомяков отмечает нелогичность мэра столицы: «эти машины появились у Госдумы и администрации президента не вчера, а с начала 90-х гг.», и объясняет действия Лужкова его обидой на недавнюю критику со стороны Кремля. По мнению эксперта, мэр чувствует приближение отставки, поэтому позволяет себе слишком многое.

Юрий Лужков на заседании правительства Москвы поручил специалистам департамента землепользования города решить проблему с «несанкционированными» парковками. Столичный мэр потребовал взимать плату с управделами президента за использование парковок около зданий Госдумы и кремлевской администрации, а в случае неуплаты – закрывать стоянки. «Есть масса вопросов, связанных с проблемами отгороженных участков земли на территориях города. Например, несанкционированные парковки, когда стоят столбики, а за используемые земли никто не платит, – заявил Юрий Лужков. – Необходимо либо закрывать эти парковки, либо взимать с них плату. Например, отгороженные земельные участки под машины депутатов Госдумы, они же не платят. У Старой площади перегорожен участок земли, и за него никто не платит. У банков столбики стоят. Это все недоработки».

Юрий Лужков уже не первый раз пытается решить проблему парковок, однако столь резкие заявления в адрес федеральных властей по этому поводу допускает впервые. Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков не исключает, что этот выпад столичного мэра стал ответом Кремлю на явные и завуалированные упреки в связи с отсутствием Лужкова на работе в период лесных пожаров и задымления Москвы. Напомним, источник в администрации президента заявил РИА Новости, что федеральные власти посчитали недопустимым отдых Лужкова в то время, когда в столице сложилась чрезвычайная экологическая ситуация. Вместе с тем Валерий Хомяков называет демарш московского мэра нелогичным: «Трудно понять какую-то логику в действиях Лужкова. Эти машины появились у Государственной думы и администрации президента не вчера, а с тех времен, когда появились эти учреждения, то есть с начала 90-х гг. Примерно столько же Юрий Лужков занимает свою должность. Почему-то раньше Юрий Михайлович не задумывался об этом, и сам неоднократно подъезжал к этим зданиям на машине. Может быть, Лужков хочет таким образом победить пробки в центре города. А если за парковки и платить, то надо считать, сколько это будет стоить. Я не думаю, что московский бюджет от этого как-то увеличится. Отсюда вывод: наверное, Юрий Михайлович обиделся на ту критику, которая прозвучала из Кремля, но, на мой взгляд, эта критика была вполне заслуженной. А вообще, по мере того как Юрий Михайлович находится на своем посту, комментировать его действия становится все труднее. Лужков осознает, что его эпоха заканчивается и, возможно, поэтому позволяет себе делать подобные заявления. Я думаю, что его отставка произойдет в конце этого года или в начале следующего».

Валерий Хомяков иронизирует по поводу того, что Лужков не обратил внимания в своем заявлении на территорию около Кремля, где тоже стоят машины. Политолог не считает столичного градоначальника настоящим противником федеральных властей и называет высказывания Лужкова не иначе как «публичной оппозиционностью».

«В 1999г. роль оппозиционеров федеральным властям втроем брали на себя Лужков, а также бывшие руководители Татарстана и Башкортостана Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов, – напомнил Хомяков. – Это было, когда создавался блок «Отечество – Вся Россия». Но потом все эти главы регионов перестали быть оппозиционерами. Рахимов и Шаймиев несколько раз позволяли себе острые высказывания, но это уже было лишь публичной оппозиционностью. И не оппозиционностью вообще, а простым желанием указать властям на недостатки. Также и Лужков, который состоит в правящей партии. Что мешает ему в знак протеста покинуть ряды этой партии? Оппозиционность бывает разной. Настоящая – это когда человек каждый день отстаивает свои права и борется за свою среду обитания. В этом случае такого нет. Но я считаю, что яркие лидеры, позволяющие себе критиковать федеральную власть, появятся (среди губернаторов. – Прим. «КР»). Сейчас я не могу назвать фамилий. Вопрос только в том, что у нас нет площадки для критики. Ранее Совет Федерации, куда входили губернаторы, был такой площадкой. Там эта критика звучала каждый день при обсуждении каждого законопроекта. Сейчас этого нет. Но региональные руководители должны быть проводниками связи между обществом и федеральной властью. Из Москвы за всем не углядишь, и пожары это показали. Федеральный центр должен сделать так, чтобы эта критика была востребована».

По мнению Валерия Хомякова, для того чтобы среди глав регионов появились оппоненты федеральной власти, нужно вернуться к выборам руководителей субъектов федерации. Политолог считает, что центр рано или поздно к этому придет.