Молодой политик из Санкт-Петербурга (ЛДПР), участник СВО Иван Есипов заявил о необходимости сделать награды за ранения внеочередными и обязательными. В интервью «Клубу Регионов» он рассказал, что зачастую бойцы, получающие в госпиталях государственные награды за совершённый до ранения подвиг, остаются без положенных им медалей «за кровь».
«Сложилась практика, при которой если бойца награждают после ранения по предыдущему представлению за подвиг, то представление по ранению выходит в минус. Я сам пролежал с ранением полгода на больничной койке и видел ни один десяток таких случаев, – рассказывает Есипов. – Особенно остро и драматично это воспринимается, когда речь идёт о ребятах с тяжёлыми увечьями. Вы только представьте ситуацию: у бойца в госпитале ампутировали конечность. И тут до него наконец-то доходит государственная награда за подвиг, который он совершил ещё задолго до ранения. В этом случае к награде «за кровь» его уже не представят. Это несправедливо! Ведь, как правило, бойцов с ампутированными конечностями представляют к Ордену Мужества. Им полагаются повышенные выплаты. А если ордена нет, то и денег соответственно тоже нет».
По словам Ивана Есипова, одним из главных недостатков существующей системы награждений является её медлительность. «Награды могут идти год, полтора. У нас в Курской области только-только начали награждать ребят, которые были представлены в феврале-июне 2023 года. Из-за неповоротливости чиновников Минобороны, которые «не вывозят» свалившегося на них объёма, бойцы, в том числе и с ампутированными конечностями, лишаются положенных им высоких государственных наград», – заключает Есипов.
О недостатках наградной системы говорят и другие участники СВО. Так, по словам члена экспертного совета по молодёжной политике при Госдуме Дмитрия Махаева, который дважды побывал «за ленточкой» по контракту МО, некоторые бойцы ещё не получили медаль «Участнику СВО», хотя её дают даже «гуманитарщикам». Это касается и ранений.
«У военных есть такая формула: “больше пота – меньше крови”. Но в боевых условиях она часто не работает. Самое ценное, что можно отдать за Родину, это жизнь. Но и «трёхсотые» достойны поощрения государством. Награды за ранения должны быть обязательными и внеочередными», – уверен Махаев.
Существуют и другие случаи дисбаланса в системе поощрений. Так, например, контрактники в зоне КТО не получают ни «боевые», ни повышенные выплаты. Выполняя задачи высокой сложности, они получают лишь фиксированный «тыловой» оклад. Также есть весомая разница в системе награждения штурмовых и обыкновенных пехотных подразделений. Хотя, по мнению участников СВО, зачастую функции рядовой пехоты и штурмовиков совпадают. Кроме того, существуют различия между выплатами участникам СВО и КТО.
Выходом из создавшейся ситуации, по мнению Ивана Есипова, может стать создание единого и понятного механизма, который смог бы оперативно доносить достоверную и полную информацию до Верховного Главнокомандующего, минуя бюрократический аппарат Минобороны. «Эта система послужит хорошей основой для разрешения социального напряжения, а главное поможет выстроить внутреннюю систему контроля, с точки зрения правовых аспектов», – говорит он.
По мнению политика, таким механизмом может стать институт омбудсмена по вопросам СВО. Прямая коммуникация, не завязанная на Минобороны, поможет избежать возможного накала между военнослужащими и сотрудниками военного министерства.