Лидер РОС Сергей Бабурин не смог преодолеть муниципальный фильтр на выборах губернатора Севастополя. Тем не менее эксперты называют участие Бабурина в этой кампании возвращением в большую политику. Также, по мнению наблюдателей, севастопольские выборы демонстрируют, что муниципальный фильтр в процедуре избрания глав регионов является эффективным инструментом в руках действующих губернаторов. Севастопольская выборная кампания еще раз привлекла внимание к проблеме адекватности этой процедуры в ее нынешнем виде.

Как считают эксперты, механизм, призванный отсеивать с губернаторских выборов откровенно маргинальную публику, на деле в ряде случаев превращается в «страховку» от выдвижения сильных конкурентов для региональных руководителей, вступающих в предвыборную борьбу.

Севастопольские выборы уже отмечены рядом знаковых событий, среди которых заявления кандидатов в правоохранительные органы, жалобы на неадекватное использование административного ресурса, апелляции к федеральной власти и многое другое. Совершенно определенно проявилась ситуация с невозможностью выдвижения кандидатов без прохождения целого ряда сложных непубличных переговоров с действующей партией власти, представленной на уровне муниципалитетов депутатами-единороссами.

Традиционно «удобные» спарринг-партнеры ЕР – коммунисты и либерал-демократы – без видимых сложностей собрали необходимое число подписей. Часть технических кандидатур, в результате определенных контролируемых процессов, также получили доступ к визам местных депутатов. А кандидаты, не прошедшие фильтр, либо намерены в судебном порядке исследовать обстоятельства, связанные с процедурами выдвижения и регистрации, либо надеются на федеральное око.

Особняком в данной ситуации стоит фигура политика федерального уровня, заявившегося на Севастопольское дерби, – Сергея Бабурина. Он, пожалуй, один из немногих, если не единственный, мог составить реальную конкуренцию врио главы города Дмитрию Овсянникову, но был «срезан» на этапе прохождения фильтра.

Напомним, что Бабурин был одним из семи депутатов Верховного Совета, голосовавших против ратификации Беловежских соглашений, дважды был зампредом Государственной думы России. Как говорят эксперты, Бабурин имеет широкие международные связи в среде зарубежных друзей нашей страны, в течение 25 лет занимал последовательную позицию по поддержке Крыма и Севастополя в их борьбе с украинизацией. Известен тем, что наряду с адмиралом Касатоновым стал одним из людей, боровшихся за российский статус Черноморского флота и сохранивших его. Подавляющее большинство севастопольцев в возрасте старше сорока лет очень хорошо знают Бабурина и помнят его по реальным делам.

Кроме того, Российский общенародный союз (РОС), возглавляемый им, одна из старейших политических сил страны, в течение 2017г. демонстрирует способность к модификации и трансформации, объединив вокруг себя ряд более мелких партий. Такой объединенный партийный ресурс РОС – серьезная заявка на лидерство в традиционно-патриотическом (некоммунистическом) крыле российской политики. Тем более что другая партия того же спектра – «Родина» – после ухода Рогозина в исполнительную власть не обладает таким же харизматичным лидером федерального масштаба, а в ходе севастопольской кампании допустила ряд серьезных ошибок, связанных с выдвижением и последовавшим отзывом другого знакового для Севастополя кандидата – Вадима Колесниченко.

Естественно, что Бабурин, выдвигаясь на выборы севастопольского губернатора, как опытный политик, не мог не понимать, что будет рассматриваться потенциальными соперниками как крайне серьезный конкурент. Соответственно, уже на этапе прохождения муниципального фильтра он должен был ожидать возникновения сложностей, так как его вступление в агитационную кампанию могло бы изменить, если не полностью переформатировать, расклад сил в губернаторской гонке.

Оценивая мотивы Бабурина, эксперты «Клуба Регионов» отмечают, что, с одной стороны, учитывая его давнюю связь с Севастополем и особенности местного электорального поля, он не мог остаться в стороне от первых в истории города прямых выборов губернатора, а с другой стороны, участие в таком знаковом событии, выходящем далеко за рамки региона, – заявка на активное участие в федеральных политических процессах.