На этой неделе сразу в пяти регионах сменились губернаторы. Новые руководители назначены в Республиках Алтай, Калмыкия, в Челябинской, Мурманской и Оренбургской областях. Политолог Алексей Мухин считает, что назначенцам придется проявлять себя в боевых условиях. Политолог Сергей Старовойтов уверен, что федеральная власть тестирует новый формат подбора губернаторов. А президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов задается вопросом, получили ли главы Волгоградской, Вологодской областей и Ставропольского края карт-бланш на участие в выборах.
Сразу в пяти регионах России на этой неделе сменились руководители. Речь идет о Республиках Алтай, Калмыкия, а также Челябинской, Мурманской и Оренбургской областях. Эксперты считают, что в отставках и назначениях есть тенденции.
Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, в частности, считает, что новым губернаторам придется показывать себя в боевых условиях.
«Все назначенцы – представители федерального центра, имеющие опыт работы на госслужбе. Выбраны эффективные управленцы, на которых сделана ставка. Насколько правильно, покажет день единого голосования в 2019 и 2020гг. Общее у новых губернаторов то, что они не имеют обязательств перед региональными элитами. Очевидно, что в регион они направлены, чтобы выправить ситуацию. Теперь их задача – проявить себя. Одно дело показывать себя во время курсов повышения квалификации, в различных образовательных программах. Другое – в боевых условиях. Губернаторов, отправленных в отставку, объединяет коррупционный шлейф, который тянулся либо за ними, либо за их окружением», – считает Мухин.
Политолог, гендиректор экспертной сети «Клуб Регионов» Сергей Старовойтов говорит, что федеральные власти тестируют новый формат подбора кадров.
«Всех назначенцев объединяет уверенность президента и федеральной власти в том, что они обладают нужными навыками, чтобы управлять регионами. Назначение – во многом оценка того, как они справлялись со своей деятельностью на предыдущем месте работы, и определенный аванс на будущее. В каждом регионе есть своя проблема, и, по мнению федеральной власти, новый ставленник должен решать именно эту проблему. То есть власть тестирует формат индивидуального подбора. Есть некая кадровая скамейка и набор регионов, в которых есть проблемы. Каждому кандидату подбирается регион с подходящей для него основной проблематикой. Мы видим эволюцию технократичного выбора и понимаем, что политическая конструкция России живая. Используются разные форматы подготовки кадров, разные методы оценки для назначения чиновников. Раз система живая, значит, через какое-то время будет найдена максимально эффективная конструкция. Она позволит назначать на должность тех чиновников, которые будут справляться со стоящими перед ними задачами», – считает Старовойтов.
Политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, рассуждая о череде отставок, произошедших на этой неделе, не исключил, что это не последние кадровые изменения в губернаторском корпусе.
«Список отставников скорее ожидаем. В последние месяцы возникали колебания вокруг Челябинска, но они не подтвердились. Теперь вопрос в том, означает ли это, что главы Волгоградской, Вологодской областей и Ставропольского края получили карт-бланш на участие в выборах или сохраняется неопределенность. Что касается назначенцев, то они (кроме отчасти врио главы Калмыкии) представители примерно одной генерации. Люди более молодого поколения с федеральным опытом, знающие, как вертятся колесики машины в Москве (что важно для лоббирования), и часто без электорального опыта (что важно для победы на выборах)», – сказал Виноградов.