Сегодня достаточно ясно просматривается тенденция на завершение формирования вертикали власти, подводит политические итоги 2021г. политолог из Екатеринбурга Михаил Коробельников. В частности, эксперт не ждет никакой передачи реальных полномочий с федерального на региональные уровни, отмечая, что во время коронавируса губернаторов наделили не полномочиями, а дополнительной ответственностью. В этом, по его мнению, есть и рациональное зерно, ведь невозможно принимать одни и те же меры в Москве и Владивостоке, но, с другой стороны, практика показывает, что те же ковидные ограничения принимает сначала столичный мэр Сергей Собянин, а следом за ним аналогичные распоряжения публикуют абсолютное большинство губернаторов. «Таким образом происходит канализация недовольства на руководство субъектов Федерации, оставляя в покое федеральный центр. И эта тенденция сохранится. По крайней мере, к 2024г. должна быть выстроена вертикаль, когда федеральный центр контролирует практически все политические и экономические процессы в стране. Обратите внимание, что закон о комплексном развитии территорий, вступивший в силу в 2020г., очень быстро стали принимать в субъектах, например, в Свердловской области это было в ускоренном темпе», – сказал собеседник «Клуба Регионов».

«То же самое касается и местного самоуправления, которое на сегодняшний день имеет тенденцию к полному завершению своего статуса, – продолжает политолог. – Уже сформированы и политические механизмы влияния на него, когда мэр является, по сути дела, человеком губернатора, как в Екатеринбурге, и финансовые, когда неважно, сколько собирают налогов на территории, которой управляют через систему трансфертов. Ну а закон о системе публичной власти совершенно четко встраивает местное самоуправление в вертикаль власти, в которой оно, по сути, всегда было, вопрос только в том, какими методами на него оказывалось влияние». Он напомнил, что МСУ в России появилось в 90-х, когда федеральная власть была слаба и ей надо было как-то контролировать усилившихся губернаторов. В итоге их зажали между местным самоуправлением и федеральным центром. По мере усиления федерального центра необходимость в сильном самоуправлении отпала. А параллельно шло формирование крупного бизнеса, интересы которого в начале 2000-х совпали с интересами федерального центра: обоим нужны были унификация и вертикаль власти. «Я, например, на одном из совещаний от одного из представителей крупного бизнеса слышал фразу: «Почему я должен с каждым главой района договариваться?» – рассказал эксперт.

Резюмируя, Коробельников заявил, что система управления сегодня находится на пределе возможностей для выживания.