Эксперты разошлись в оценках идеи главы Минвостокразвития Алексея Чекункова об объединении Хабаровска и Владивостока в агломерацию при помощи скоростной железной дороги. С предложением разработать эту инициативу Чекунков выступил во время визита в Хабаровск. По словам министра, каждый из этих городов сам по себе в масштабе Азиатско-Тихоокеанского региона не может конкурировать с крупными мегаполисами, но даже «географически растянутая агломерация» позволит повысить их конкурентоспособность. Чекунков подчеркнул, что значение подобных проектов «измеряется не ценой окупаемости, а стратегической ценностью».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич не стала комментировать идею министра, поскольку не считает ее перспективной. «Во-первых, откуда на все это деньги? До Казани-то достроить не можем, а тут Хабаровск и Владивосток – два полумиллионника. Да и кого тут перевозить-то со страшной силой? Хабаровчан во Владик, а жителей Владивостока в Хабаровск? Во-вторых, это министерство вообще отличается бешеным креативом, а на каждый чих не наздравствуешься. Поэтому пусть креативят дальше», – сказала она.
Скоростная железная дорога оправдывает себя при наличии большого пассажиропотока, но ни Хабаровск, ни Владивосток не смогут его обеспечить, говорит директор института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Он обратил внимание, что лишение Хабаровска статуса столицы ДФО серьезно ухудшило экономическое положение региона, и сегодня он занимает первое место в России по количеству желающих уехать. «Кстати, Владивосток тоже недалеко от этой позиции. И вот если бы им проложили скоростную железную дорогу до Москвы, то, наверное, нашлось бы большое количество желающих ею воспользоваться. То есть такая дорога [между Хабаровском и Владивостоком] будет работать, только если есть нужное количество бизнеса и прочих интересов. Но такое ощущение, что этого нет. Вообще есть ощущение, что, сколько бы ни старались говорить о привлечении бизнеса и людей на Дальний Восток, скорее всего, эти меры не дадут результата, а мы по-прежнему будем видеть отток людей из Хабаровского края и Приморья. И в этих условиях это будет дорога из ниоткуда в никуда», – сказал собеседник «Клуба Регионов».
Зубец полагает, что агломерация на Дальнем Востоке будет иметь смысл, если в нее включат не только Владивосток с Хабаровском, но города Приамурья, Большой Камень и так далее. «Вот такой кластер, объединенный транспортной сетью, позволяющей людям циркулировать по этому пространству, осваивать его, объединить в единое экономическое пространство для осваивания имеющихся там ресурсов, наверное, было бы неплохо создать», – допускает эксперт. Но и в этом случае окупаемость скоростной железной дороги окажется под большим вопросом. Возможно, большую целесообразность там будет иметь развитие малой авиации, предположил Зубец. На заявление Чекункова о том, что подобные проекты должны измеряться «не ценой окупаемости, а стратегической ценностью», эксперт отметил: «Это называется впалить деньги и прикрыться стратегической ценностью, что мы не просто пустили деньги на ветер, а решили какие-то задачи национальной безопасности».
Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев рассказал «Клубу Регионов», что Чекунков озвучил идею, которую сам он высказывал в своих статьях еще десять лет назад. По его словам, никакого скорого экономического эффекта от появления высокоскоростной железной дороги ожидать не стоит. «Но если рассматривать этот проект в долгосрочной перспективе, то он должен быть осуществлен. Когда я писал об этой скоростной дороге, то я рассматривал ее в качестве альтернативы, когда китайцы предложили нам построить такую дорогу из Харбина до Владивостока. Я же говорю о том, что в рамках страны мы имеем два центра: на западе это Москва и Санкт-Петербург, на востоке это Владивосток и Хабаровск, и, исходя из этого, очевидно, что мы должны определиться с функцией этих двух городов», – говорит эксперт.
Так, он считает ошибкой перенос столицы ДФО во Владивосток, поскольку по географическим, инфраструктурным и другим составляющим «лучше города, чем Хабаровск, нет». Владивосток же, по словам Авдеева, должен выполнять функцию центра России в АТР и обеспечивать взаимосвязь между нашей страной и азиатскими государствами. «Эти роли предполагают совершенно очевидные инфраструктурные различия. Совершенно очевидно, что в Хабаровске должен размещаться главный офис Министерства Дальнего Востока и Чекунков должен сидеть там, обеспечивая взаимодействие между всеми субъектами Дальнего Востока, которые сегодня имеют минимальный набор экономических связей. А вот Владивосток должен быть центром размещения международных организаций, туда следует перенести часть функций штаб-квартиры АТЭС, которая находится в Сингапуре. Там же должны быть созданы финансовые центры, чтобы обеспечить непрерывное действие финансовых структур: часть рабочего времени возьмет на себя Владивосток, другую часть – Московская биржа. И здесь же, во Владивостоке, должна быть главная резиденция полпреда президента, который будет принимать решения, связанные с экономическим, социальным, культурным и прочим взаимодействием стран АТЭС с Россией. И с этой точки зрения совершенно очевидна необходимость решения вопроса тесного транспортного взаимодействия между Владивостоком и Хабаровском», – поделился своим мнением эксперт.