Перенос рассмотрения законопроекта об МСУ мог произойти из-за вмешательства глав регионов, которые не хотят брать на себя ответственность за риски, связанные с его принятием, – таким мнением с «Клубом Регионов» поделился гендиректор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин. Накануне один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, предложил перенести второе чтение документа с марта на июнь 2022г. Он объяснил это большим количеством полученных поправок, которые приходят в том числе из регионов.

Мухин считает, что злую шутку с законопроектом об МСУ могло сыграть существующее в субъектах РФ собственное «пестрое и разнообразное» законодательство, требующее изменений для подготовки к проведению очередной масштабной реформы местного самоуправления. В противном случае, по словам эксперта, «мы рискуем оказаться перед лицом муниципального хаоса, в котором никто не заинтересован». «Плюс губернаторы пытаются выяснить, какие риски и угрозы несет для них новый закон, и, насколько я понимаю, губернаторское лобби в администрации президента поработало, и вот результат – перенос. После принятия закона где-то произойдет сокращение числа муниципальных депутатов, а где-то – наращивание, соответственно, губернаторы столкнутся с новыми политическими реалиями, возможно, с ухудшением ситуации для «Единой России», а главы регионов отвечают перед руководством партии за управляемость политических процессов в регионах. Я так понимаю, что губернаторы взяли тайм-аут, чтобы эту ситуацию прояснить», – поделился своим мнением политолог. При этом он считает, что ко второму чтению документ дойдет без принципиальных поправок.

Руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов также не ждет принципиальных изменений в законопроекте, несмотря на поступившие многочисленные поправки. Перенос рассмотрения он связывает со спецификой прохождения таких документов, которые «не по одному двигаются, а стаями». Политолог обратил внимание, что после принятия нового закона у регионов будет целых два года на реализацию нововведений. Кузнецов считает, что появление законопроекта стало ответом на нужды губернаторов: «Проблема МСУ – это ключевая проблема регионов. В территориально растянутых, удаленных и малонаселенных регионах невозможно найти людей, чтобы наполнить местное самоуправление кадрами. Соответственно, проблему надо решать, и регионы ждали каких-то законодательных инициатив по этому поводу и вот наконец дождались».

Политолог Сергей Марков вообще полагает, что рассмотрение законопроекта об МСУ могут отложить и на более долгий срок. По его мнению, в том виде, в котором документ был представлен в первом чтении, он не предлагал концептуального решения главной проблемы местного самоуправления. «Местное самоуправление нужно для организации нормальной жизни в России. Но главная проблема заключается в том, что население очень пассивное, и в этих условиях все возможности, которые представляют для него структуры МСУ, захватываются кланами и группировками, которые являются коррумпированными, а часто еще и криминальными. И как эту ситуацию изменить, не знает никто», – поделился своим мнением с «Клубом Регионов» эксперт.