Победа участников боевых действий на праймериз – это результат совместной работы губернаторов и реготделений «Единой России», сказал в интервью «Клубу Регионов» депутат Госдумы, политолог Олег Матвейчев. При этом в регионах встречаются случаи формального отношения к выдвижению ветеранов СВО во власть, признает эксперт. Ему самому пришлось вмешаться в ситуацию с недопуском бойца для участия в предварительном голосовании в Крыму.
Ранее «Клуб Регионов» выяснил, что наибольшее число ветеранов СВО по итогам праймериз зарегистрировано в Краснодарском крае (69 человек), Крыму (46), Башкирии (28), Санкт-Петербурге (26) и Иркутской области (15).
– В какой степени показатель победителей праймериз среди участников СВО – это заслуга губернатора?
– Надо понимать, что в первую очередь этот показатель зависит от того, сколько в регионе выборов и какого уровня. Есть регионы, где вообще никаких выборов нет, соответственно, там будет ноль участников СВО среди победителей праймериз, а где-то идут выборы всех уровней – в заксобрание и 20 муниципальных советов, следовательно, там наплыв людей будет огромным.
При прочих равных это результат работы губернатора и ЕР. В чем она заключается? Губернатор дает общую установку, как бы продолжая установку президента о том, что участники СВО – это наша новая элита. Более того, нормальный губернатор внимательно следит, чтобы ветераны СВО шли в органы власти. Но непосредственным поиском этих людей – работой с фондом «Защитники Отечества», с военными частям и комиссариатами, выяснением, кто вернулся и какие у этих людей желания (не все же во власть хотят) – занимается партия, она объясняет, что такое праймериз, как в них участвовать, берет на себя юридическое сопровождение.
Там, где партия говорит: «Сами собирайте документы и оформляйтесь», там человек либо сразу отвернется, либо ошибок наделает и на какой-то стадии вылетит из праймериз. Кстати похожий случай был у меня, когда я помогал ветерану в Крыму, который не успел донести справку об отсутствии судимости, потому что ее долго делали, и ему не дали участвовать в праймериз. Я обратился в партию, там быстро подсуетились, дождались, пока он эту бумагу оформит, и разрешили ему участвовать. Надеюсь, что это не носило массовый характер, а было исключением.
– С учетом объективных данных, какие оргвыводы могут быть в отношении губернаторов, где выборы есть, а ветеранов СВО в них участвует мало или вообще нет?
– Если есть жалобы, когда люди говорят о том, что они хотели участвовать, а им в партии не помогли, то с этим будут разбираться и могут и наказать. Серьезность наказания уже зависит от степени проступка. Если это единичный случай – это одна история, а если такие жалобы будут носить массовый характер и видно, что явно недоработали, тогда могут пострадать и руководители отделений вплоть до лишения полномочий и перемещения на более низкую должность. Но никакой кампанейщины, уверен, не будет, потому что здесь надо вникать в глубину, у каждой ситуации свои нюансы.
– Учитывая, что у нас руководители отделений – это в основном губернаторы, и на них наказание в виде лишения должности может распространиться?
– Для того, чтобы такое случилось, эти нарушения должны носить чудовищный, массовый характер, когда десятки людей по субъективным причинам выкинули из участия в праймериз, да еще и нахамили. Но вспомните, когда у нас последний раз губернаторов снимали за подобное поведение? Последний раз – Игнатьева в Чувашии в 2020г.. В общем, не надо драматизировать ситуацию, наоборот, я вижу, что везде, где могли, отделения ЕР работали и помогали ребятам.