Главам регионов поручено обеспечить «механизмы выпуска пара» на предстоящих выборах, для чего они должны удержать явку и результат кандидатов от власти в разумных пределах, но не все губернаторы на практике реализуют эту установку, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Дмитрий Фетисов. При этом парламентская оппозиция также не справляется с ролью предохранительного клапана, полагает эксперт.
– Какая роль отведена системной оппозиции в рамках ЕДГ-2024? Должна ли она будет помочь действующей власти в регионах не получить неприлично высоких результатов?
– С парламентской оппозиции задачу хороводить протест никто не снимал, и главную роль в этом должна была играть ЛДПР, отнимая голоса в первую очередь у КПРФ. Но как мы видим, Слуцкий с этой задачей близко не справляется, при нем партия уверенно идет к своему исчезновению, если кардинальных изменений в руководстве не произойдет (насколько я знаю, они должны произойти, но это уже оговорка). В Кремле понимают, что какой-то механизм выпуска пара нужен, тем более, что какой-то рост уровня протеста будет, хоть и незначительный, но и его надо обуздать. Но силы, которая способна с этим справиться, сейчас нет. Если на президентских выборах [кандидат от «Новых людей»] Даванков с этой ролью справился, то сейчас ни одна из оппозиционных парламентских партий эту роль сыграть не готова.
Многое зависит от того, как будут действовать главы регионов. Действительно, есть установка не гнать [явку и результат] и какие-то механизмы выпуска пара обеспечить. Но эти установки действуют не первый год, а на практике ими пренебрегают. Даже сейчас, если посмотреть на губернаторские кампании, то об этом хоть как-то подумал Артамонов в Липецкой области, в других регионах такого пока вообще не видно. Однако везде ситуации разные: если взять тот же Ставропольский край, то Владимиров и рад был бы увидеть у себя сильного оппонента, но само политическое поле там зачищено и никаких значимых соперников на горизонте и близко нет. Тем не менее, большая часть региональных руководителей идет по пути игнорирования федеральных посылов, поэтому у некоторых глав мы снова увидим аномально высокие результаты под 80% и выше, но даже в среднесрочной перспективе это очень плохая ситуация.
– Вы говорите, что федеральной власти нужно канализировать недовольство. Системная оппозиция, что, разучилась это делать?
– Нет, все прекрасно умеют это делать, у той же ЛДПР был пример в Орловской области, когда, оставаясь в рамках системной повестки, они набирали по соцопросам и до 24%. Что касается КПРФ, то Зюганов до сих пор сдерживает, местами даже сливает свой актив, но и у них такой потенциал есть. Единственные, кто разучился – это «Справедливая Россия». Ну а «Новые люди» этого никогда и не умели.
– Если есть умельцы «обуздать протест», почему вы говорите о том, что некому помочь с выпуском пара?
– Потому что мы теряем ЛДПР. А КПРФ стоит особняком, поскольку с ней связаны серьезные риски – если они займутся канализацией протеста, то мы можем получить не просто выпуск пара, а в некоторых регионах победу их представителей, что никому не нужно.