Губернатор Владимирской области Авдеев пока не ответил на заявление депутата Госдумы от Чечни Делимханова, который пообещал «доходчиво объяснить» «кому-то» во Владимирской области, что нельзя запрещать ношение хиджабов в школах. Главный редактор владимирского издания «Зебра-ТВ» Сергей Головинов рассказал «Клубу Регионов», что решение Минобра возникло «на пустом месте», поскольку проблемы хиджабов нет в региональной повестке. Однако заявление Делимханова загнало областную власть в угол: «либо она будет стоять на своем, либо покажет, что об них ноги можно вытирать», считает собеседник.

– Приказ Минобра о запрете хиджабов – волюнтаристское решение или проводились опросы, может, в заксобрании обсуждали проблему?

– Никаких публичных обсуждений и опросов не было. Решение принято на пустом месте. Во Владимирской области всего от 0,5 до 1,5% мусульман, в отличие от других регионов, например, Мордовии, у нас нет мест их компактного проживания. И по всем криминальным сводкам и соцзамерам у нас с ними ситуация очень тихая. Да, вице-губернатор Куимов ссылался на якобы обращения граждан, говорил о школьном буллинге. Но если такое было, ну, хотя бы скажи, из какого района поступали сигналы, опиши хотя бы один сценарий буллинга. Мы постоянно занимаемся мониторингом общественного мнения, изучаем соцсети, общаемся с людьми на улице, и нам слова Куимова кажутся очень неубедительными. У нас куча других проблем, когда люди собирают подписи, записывают обращения к президенту, отправляют гневные петиции в прокуратуру, но хиджабов в этой повестке нет.

– Возможно ли, что губернатор Авдеев таким образом реализует волю силовиков?

– Возможно, что и так, но делать это надо не во Владимирской области. В том же Саранске очень много женщин, которые ходят в хиджабах, в Петербурге в сетевом магазине я видел сотрудницу в никабе, и в Москве тоже. Но во Владимире такого нет. Может быть, на нашей области решили это потестить именно потому, что здесь этой проблемы не было, и ничего страшного в ответ не ждали. Да и неинтересна эта тема была никому, кликабельности этих новостей ни у нас, ни у коллег не было.

Но возникла другая проблема – заявление Делимханова. И это уже вызвало реакцию ущемленного великорусского самолюбия: «Почему это кто-то со своих кавказских гор должен решать, что мы у себя в области будем запрещать, а что разрешать?». Мы видим это в интернете. А наши власти молчат, ничего не говорят. Зато заговорили такие брутальные организации, как «Рокот-Центр», где Делимханову ответили достаточно жестко.

– Как Авдеев должен действовать в этой ситуации?

– Мы предполагаем, что в этой истории он точно не самостоятельная фигура, и как ему скажут действовать, так он и сделает. Этот запрет был инициирован не внутри региона, а снаружи, поэтому и сценарий поведения губернатора будет продиктован из АП или силовиками.

Но если не искать никаких заговоров, то есть вот такая версия. В августе на пресс-конференции у Авдеева спросили, будет ли в области принят закон, запрещающий гастарбайтерам работать в сфере такси, торговли и так далее. Он ответил, что закон готовится, но жестких ограничений не будет, потому что в области нет этой проблемы. С нашей-то точки зрения он повел себя как аккуратный политик, но Авдеева заклевали федеральные медиа за то, что он не смотрит за общими трендами. Может быть, запрет хиджабов стал как бы оправданием за это мягкое высказывание.

– Как отреагируют в области, если власти отменят приказ Минобра?

– Никак. Так же, как никак не отреагировали на введение запрета.

– Не воспримут это как то, что Владимирская область прогнулась под Чечню?

– А вот тут я прогнозировать боюсь, потому что эта история может быть очень взрывоопасной. Заявление Делимханова как бы загнало нашу власть в угол: либо она будет стоять на своем, либо покажет, что об них ноги можно вытирать. Но даже если они отступят, никакими социальными всплесками это не угрожает, а то, что репутация областной власти пострадает... Да там и страдать нечему.