Сегодня в обществе назрел запрос на «заботливую» власть, и секретарь генсовета ЕР Владимир Якушев успешно ловит этот тренд, считает ге­нди­рек­тор ком­му­ни­ка­ци­он­но­го агент­ства Actor Дмитрий Еловский. Накануне на на стратегической сессии «Женской политшколы» в Тюмени Якушев заявил, что в стране нужно больше женщин-мэров, потому что они смотрят за муниципалитетами «как мама за своими детьми смотрят, чтобы было тепло, уютно, комфортно и все были накормлены».

– Можно ли воспринимать высказывание Якушева как обозначение нового вектора кадровой политики ЕР? 

– Безусловно, прямо завтра эти слова не превратятся в конкретные задачи, но они задают вектор для движения и дальнейших решений в партийной кадровой политике на местном уровне. Благодаря эволюции последних 20 лет, российская система стала более управляемой и процедурной. Это позволяет женщинам сегодня занимать серьезные должности во власти, поскольку они по природе хорошо работают в рамках существующей жесткой административной системы, более к этому приспособлены. Якушев говорит о том, что система достаточно стабилизировалась и можно спокойно привлекать женщин, высвобождая мужчин для более рискованных направлений. 

– В таком случае, для женщин должность мэра – это потолок?

– Вообще нет. Женщины прекрасно себя чувствуют в ранге вплоть до федерального министра. Вопрос лишь в том, какой пул задач есть у должности. Женщины хорошо работают с отлаженной системой – они ее не испортят, в отличие от мужчин. Министр культуры Ольга Любимова вполне удерживает систему, она была переназначена в мае 2024 года, что говорит о высоком уровне доверия к ней. Зампредседателя правительства Татьяна Голикова также блестяще справляется со своими обязанностями. Совфед, кстати, тоже возглавляет женщина – Валентина Матвиенко. 

– Назначение женщин-мэров может быть ответом на запрос общества на «заботливую» власть?

– Такой запрос назрел. Людям необходимо больше заботы, поддержки, открытости, от власти в том числе. Сейчас в обществе большое количество не только ветеранов военных действий, но и матерей, жен, вдов участников СВО, бойцов-инвалидов. Система обязана быть более человечной, проявлять заботу и участие не только в виде новых льгот, помощи в реабилитации и обеспечении необходимым, но и быть открытой для обычных человеческих повседневных отношений. Это вызов новых реалий. Якушев четко ловит этот тренд и задает вектор, подразумевая, что чем большее количество мэров будут отвечать этим требованиям, тем быстрее мы сможем адаптироваться. 

– Насколько велико желание женщин идти в политику, становиться мэром?

– У женщин определенно такой запрос есть, они хотят и готовы участвовать в принятии серьезных решений. Женщины не боятся ответственности, имеют повышенное чувство долга и готовы заниматься политикой. Как правило, в исполнительной власти им комфортнее, когда есть мужское плечо, но достаточно большая категория женщин готова брать на себя ответственность и принимать решения самостоятельно. Также женщины понимают, что мужчин стало меньше и у них есть иные важные задачи. 

– Следует ли из этого, что женщина во власти – результат сплочения общества?

– Сплоченность является следствием хорошей организации, это всегда последствия объединения в какую-то группу, где есть общая идеология, поддержка. Например, «Женское движение ЕР», на встрече которого Якушев и обозначил курс на женщин-мэров, – это организация женщин, где они целенаправленно обучаются политическим и административным процессам, где выстроены отношения, есть поддержка и взаимопомощь. Если другие партии организуют подобное, также как ЕР будут работать над повышением квалификации, компетенций своих женщин, то у них тоже будет сплоченная женская группа, готовая идти во власть. Пока я вижу серьезную работу только у ЕР. Многое зависит от организации и от ее лидеров. Координатор партийного проекта «Женское движение «Единой России» Наталия Полуянова и заместитель секретаря генсовета партии, сенатор РФ Дарья Лантратова смогли такую организацию создать.