Известный политический юрист Максим Прокофьев, входящий в топ ведущих электоральных юристов России, утверждает, что муниципальный фильтр настолько зависим от административного ресурса, что полностью уничтожает политическую конкуренцию в регионах, лишает выборы губернаторов и легитимности, и, по сути, смысла. Почему так произошло и можно ли вернуть конкурентность губернаторским выборам, Максим Прокофьев рассказал в интервью «Клубу Регионов».

– Максим Анатольевич, что вас не устраивает в существующем порядке избрания глав регионов и зачем нужно что-то менять?

– Существующая система выборов глав регионов была введена в 2012г. и к текущему сезону прошла полный цикл почти по всем регионам. Некоторые регионы за прошедший избирательный цикл выбирали своих губернаторов даже дважды, например Брянская область. В десяти субъектах Российской Федерации прямых выборов глав субъектов вообще не проводилось, и все эти регионы будут избирать своих глав в году 2017-м. 

К настоящему моменту можно утверждать, что при системном подходе к организации избирательного процесса у административного аппарата имеются все механизмы для стопроцентной прогнозируемости и управляемости результата на выборах. Действующие и временно назначенные главы субъектов РФ имеют весомое преимущество, и дело не только в пресловутом административном ресурсе, но и в имеющемся правовом инструментарии. Прежде всего речь идет о муниципальном фильтре; при правильно рассчитанном подходе стихийно возникшему кандидату с амбициями, ресурсами и даже гипотетической возможностью на победу его не пройти. Суть муниципального фильтра заключается в том, что кандидат, претендующий на избрание на должность губернатора, обязан представить в избирательную комиссию подписи муниципальных глав и депутатов в качестве основания регистрации, подобно подписям избирателей. Однако есть нюанс: каждый депутат может поставить подпись лишь единожды, то есть высказаться в поддержку только одного кандидата на должность губернатора. Также важным обстоятельством является предоставление определенного количества подписей глав и депутатов муниципальных районов и городских округов, то есть муниципалитетов так называемого прямого подчинения региону. Так вот, при заблаговременном определении муниципальных образований, наиболее лояльных действующему губернатору, и при согласованном распределении голосов депутатов и глав в пользу действующего губернатора и его технических кандидатов существует возможность заблокировать муниципальный фильтр для всех неугодных кандидатов и предоставить возможность сбора подписей депутатов только лишь кандидатам, дружественным либо не представляющим реальной угрозы для действующей власти. 

– А можно найти пути «обхода» данной системы? Или может ли сама власть инициировать изменения данной нормы? 

– Гипотетически такая возможность существует, но для действующей власти муниципальный фильтр является очень действенным инструментом. И едва ли административный аппарат добровольно откажется от этого инструмента в преддверии предстоящего избирательного цикла. Сам муниципальный фильтр неоднократно подвергался критике со стороны оппозиционных кандидатов. Вопрос об отмене муниципального фильтра звучал на конференции, организованной Центральной избирательной комиссией в ноябре 2016 года. Данное обстоятельство даже было предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Однако принципиально сама концепция поддержки кандидатов на должности глав регионов представителями муниципальных властей не так уж плоха. В процессе сбора подписей депутатов и глав потенциальный глава региона вынужден общаться с представителями местных властей, узнавать об актуальных проблемах на местах, выстраивать конструктивные взаимоотношения с местными политическими элитами. И я полагаю, что это правильно. Кандидат в случае избрания в идеале должен обладать пониманием подведомственной ему территории, тех задач, которые стоят перед ним как перед главой региона. В идеале у кандидата не должно быть потребности на «раскачку» в осуществлении руководством региона. 

Кроме того, главная проблема оппозиционных кандидатов, как правило, заключается в том, что они «вспоминают» о своих политических амбициях в тот момент, когда избирательная кампания уже идет. И зачастую тогда, когда муниципальный фильтр уже заблокирован. Редкий кандидат не от власти готов работать системно. 

А вот что действительно нужно отметить как норму, ограничивающую конкурентность избирательной кампании и создающую предпосылки для нарушения конституционных прав, так это то обстоятельство, что муниципальный депутат или глава имеют право ставить подпись только один раз. И данный вопрос Конституционный Суд РФ не рассматривал! Существом представительной демократии является делегирование ряда полномочий избирателями депутатам и главам, таким образом, при осуществлении властных полномочий депутат является представителем своих избирателей. Исходя из этого, если поддержка кандидата на должность главы региона осуществляется депутатом, то он (депутат) должен учитывать мнение своих избирателей. И здесь важным моментом является то, что избирателей у депутата может быть много, и мнений относительно достойного кандидата на руководство регионом тоже может быть много. Соответственно, считаю не очень корректным то обстоятельство, что депутат или глава муниципалитета, представляя интересы значительного количества избирателей, имеет правомочие поддержать только одного кандидата. К примеру, избиратель при проведении выборов Президента РФ, депутатов любого уровня имеет право ставить подпись за неограниченное количество кандидатов, а уже в процессе избирательной кампании может выбрать самого достойного.

– То есть если власть самостоятельно не отменит данную норму, то у участников выборов нет возможности влиять на содержание закона?

– Конечно есть. Но еще раз подчеркиваю, основная проблема оппозиции, в том числе и системной, заключается в том, что заблаговременно и последовательно работать на результат готовы лишь единицы. Юридически существует возможность отмены данной нормы через Конституционный Суд РФ, но для обращения в Конституционный Суд РФ необходимо нарушение прав кого-либо, причем фактическое нарушение прав. По прошествии избирательной кампании, когда права уже нарушены, большинству невыгодно заниматься защитой своих интересов, так как восстановление прав в полном объеме уже невозможно, избирательная кампания к этому моменту уже пройдет. А чтобы заниматься этим заблаговременно, полагаю, у потенциальных участников не хватает системного видения права. Например, обратиться в Конституционный Суд РФ можно уже сейчас, но для этого необходимо провести достаточно большую организационную и юридическую работу. А самое важное – заблаговременное проведение такой работы может стать хорошим заделом для ведения избирательной кампании и в конечном счете победы на выборах.

Также необходимо отметить, что отсутствие системности и последовательности электоральной работы – это проблема не только оппозиции, но и многих действующих глав. Многие руководители регионов «вспоминают» о муниципальном фильтре лишь перед собственной избирательной кампанией, совершенно не контролируя ход муниципальных избирательных кампаний. Между тем командная работа на уровне региона не прекращается никогда. В ходе избирательного цикла 2017 года будут избираться многие исполнительные и представительные муниципальные органы в разных регионах. Именно на этой стадии необходимо «закладывать фундамент» своего будущего муниципального фильтра.

– Какие еще существуют препятствия для участия кандидатов в выборах глав регионов?

– Правильнее сказать не препятствия, а обстоятельства и формальности, соблюдение которых для кандидатов на выборах глав регионов является обязательным. Например, определение кандидатов на должности членов Совета Федерации РФ и оформление документов в отношении указанных лиц. К тому, что кандидаты должны оформлять свои документы в соответствии с законом, мы уже привыкли, а воспринять избирательную кампанию по выборам главы региона как командную игру не все готовы. Прошедший цикл избирательных кампаний помнит примеры, когда кандидатам отменяли регистрацию в том числе за неправильное оформление документов в отношении своих представителей в Совете Федерации. Причем зачастую с этой проблемой сталкиваются действующие губернаторы. 

Отдельное направление при организации выборного процесса – это участие кандидатов в праймериз. Не для всех партий и кандидатов это обязательно. На прошедших выборах в ГД РФ праймериз по выборам будущих кандидатов проводили три партии. Необходимо отметить, что относительно проведения праймериз «Единая Россия» находится в наиболее юридически уязвимом положении, так как для «ЕдРа» проведение этой процедуры является обязательным в соответствии с уставом. Так вот, представьте, назначен исполняющий обязанности главы региона, ему работать нужно, в курс дел входить, а тут праймериз! Фактически еще достижений никаких нет, члены партии могут о кандидате вообще ничего не знать, таким образом, появляется условность, проведение и участие в которой является обязательным. Учитывая, что исполняющих обязанности глав региона назначает Президент РФ, получается, что потенциальный кандидат «прикрывается» авторитетом назначившего его национального лидера страны. В таких условиях праймериз становятся формальностью.