Идущие на новый срок губернаторы, как и поддержанные президентом врио, привычно отказываются в своей агитации демонстрировать связь с выдвинувшей их «Единой Россией». Политолог Андрей Максимов в беседе с «Клубом Регионов» отметил, что они используют партию только как трамплин для выдвижения. По его словам, агитация кандидатов власти работает только на узнаваемость фамилий, а ее качеством они «не заморачиваются».
– От кампании к кампании мы видим, что выдвинутые от ЕР губернаторы в своей агитации почти никогда ее не упоминают. Этот год – не исключение, хотя давно идет тренд на публичное сближение партии и глав регионов. Почему так?
– Часть руководителей – это бывшие мэры или члены регионального правительства, а на тех должностях они пытались быть внепартийными, поэтому они продолжают эту линию. Другие только входят в регион, а входить в регион как представитель одной из партий – это значит в какой-то степени настроить против себя сторонников других объединений. Поэтому они используют ЕР как трамплин для выдвижения, но не более того.
– Рядовой избиратель о выдвижении губернатора от ЕР узнает, только когда бюллетень читает?
– Подавляющее большинство – да, но многие и этого не делают, а просто ставят галочку напротив знакомой фамилии. Поэтому пропаганда строится прежде всего на человеке. Я ездил по некоторым регионам, где в этом году выбирают губернаторов, и могу сказать, что иногда их реклама выглядит несколько навязчиво: едешь ты по улице – а там все экраны одновременно транслируют лицо губернатора. Наверное, это сделано для повышения узнаваемости, но когда губернатор еще и визуально не очень красив, это, наверное, можно было сделать как-то по-другому. Впрочем, это, наверное, дело вкуса. Возможно, у меня вкус не очень.
– Перед началом беседы вы сказали, что в АПМ в этом году не очень интересные. Тут я с вами соглашусь. Куда делся креатив: технологи не умеют или заказчики не хотят?
– Конечно, часть технологов не умеет, потому что политическая реклама – это искусство, которым надо владеть. И у них тоже есть специализация: одни отвечают за полевые структуры, другие за АПМ, третьи за юридическое сопровождение, четвертые за контрпропаганду. Но, прежде всего, дело в заказчике, потому что в основном берут тех, кто организует привод и мобилизацию избирателей, а стимулирование при этом создается в основном за счет административного давления. Именно поэтому никто не заморачивается насчет рекламы, чтобы она была эффективной и презентовала человека, особенно нового в регионе, чтобы люди им заинтересовались, захотели прочитать то, что он предлагает, и поддержали его сознательно.
– Ну, а в принципе, наружка и раздатка не являются ли уже пережитком прошлого?
– Совсем нет. Наружкой и раздаткой можно выиграть кампанию, если ты хорошо владеешь этими инструментами, а соперник нет. Можно и мечем зарубить человека с автоматом, если бесшумно к нему подкрасться.
– Голосование всё больше переходит в онлайн и электронный формат. Поспевает ли за ним агитация и насколько она эффективна в сети?
– И тут говорить об агитации особо не приходится. Конечно, если человек голосует онлайн, то агитация ему должна доставляться в цифровом пакете – посланием в мессенджерах, в соцсетях, рассылками. Если голосует на участке бумажным бюллетенем и настроен по старинке – тогда ему нужно что-то бумажное, или в телевизоре, или в ФМ-диапазоне. Но такой задачи сейчас не ставится. Когда губернатор идет на выборы с одобрения федеральных властей, проиграть можно только очень серьезно облажавшись. А у их соперников, которые как бы оппозиция, но реально не оппонируют, потому что в условиях боевых действий оппонировать нехорошо, стоит задача достойно проиграть, набрав более-менее приличный процент.