Новые схемы обращения с отходами, которые сейчас принимают региональные власти по всей стране, практически не учитывают уже работающих в субъектах крупных переработчиков вторичного сырья, выяснили в ОНФ. Между тем «фронтовики» обнаружили порядка 300 переработчиков, нуждающихся в сырье. Член ОНФ Александр Фадеев сложившуюся ситуацию объясняет «возней», которую ведут на мусорном рынке основные игроки, «потому что все поняли, что мусор – это деньги».
ОНФ обратился к властям регионов с просьбой включить в новые территориальные схемы обращения с отходами действующих переработчиков мусора. Как сообщил координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов, Народный фронт выявил в российских регионах порядка 300 крупных переработчиков, мощности которых не загружены, но при этом власти не берут их в расчет при составлении региональных схем обращения с отходами. Эти схемы либо вообще не предусматривают переработку отходов, зацикливаясь лишь на создании полигонов, либо предполагают строительство новых перерабатывающих комплексов.
Полигоны, по словам Миронова, «с технологической и экологической точки зрения уже являются пройденным этапом, к которому мы возвращаться не должны». Он заявил: «Будущее – за переработкой, и поэтому ключевая позиция должна принадлежать переработчикам. Основной задачей в ходе пересмотра территориальных схем должно стать включение в их состав как можно большего количества именно перерабатывающих предприятий».
Перечень переработчиков бумаги, металла, стекла и электронного оборудования уже передан в региональные администрации. Только в Подмосковье, которое в последнее время постоянно сотрясали мусорные скандалы, ОНФ обнаружил 20 крупных переработчиков макулатуры, по семь переработчиков пластика и стекла, 32 – по металлолому и 16 – по электронному лому. «Если мы сюда прибавим еще малый и средний бизнес, то количество таких переработчиков возрастет в несколько раз. И встает другой вопрос: а так ли нужны новые перерабатывающие заводы или в первую очередь необходимо загрузить все уже существующие мощности?» – заметил Миронов.
Член ОНФ Александр Фадеев связывает игнорирование региональными властями местных переработчиков как раз с переделом мусорного рынка, который «сейчас всем интересен». «Интересов много, но на данный момент сферы влияния поделить еще не могут, поэтому идет возня за право перерабатывать сырье. Сейчас есть два – три больших игрока, которым интересно заниматься переработкой мусора, потому что все поняли, что мусор – это деньги. Кроме того, на данный момент нет свода правил, который бы определял операторов, и поэтому проблема выходит в публичную плоскость, а отсюда митинги и волнения», – говорит Фадеев. Именно крупные игроки, лоббирующие свои интересы на высоком властном уровне, не позволяют привлекать уже существующих переработчиков к сотрудничеству с региональными властями для эффективного решения мусорных проблем, считает представитель ОНФ.