Комментируя «Известиям» предвыборные расклады, я обратил внимание на то, что назвал «парадоксом [Леонида] Слуцкого». Вся суть кампании кандидата от ЛДПР сводится к тому, чтобы не создать ничего нового. Ни в образе – поэтому «Слуцкий – это новый Жириновский», ни тем более в идеологии. Отказавшись на старте от первой части тезиса «мы за русских, мы за бедных», к концу кампании ЛДПР к ней снова вернулась. Потому что только так Слуцкий сможет собрать весь электорат ВВЖ, и только в этом случае он может претендовать на второе место. В этом и заключается его парадокс как кандидата –  максимально не привнести в эту кампанию ничего нового, ничего своего, и провести ее максимально партийно.

Что касается Николая Харитонова, то его стратегия заключается также в сборе электората КПРФ по сигналу Леонида Зюганова в партийной прессе. Результат Харитонова покажет не его личный рейтинг как дублера, а скорее качество функционирования региональной партийной печати и сети ее распространения.

С Владиславом Даванковым [кандидат «Новых людей»] всё сложнее. Во-первых, на мой взгляд, против него играют искусственно завышенные ожидания, которые стали частью его медиа-стратегии. Но если на выборах мэра Москвы его предпоследнее место (после внука Зюганова и Чернышова от ЛДПР) штаб и сам кандидат объяснили манипуляциями мэрии Москвы с ДЭГ, то на федеральном уровне этот фокус не пройдет. Вряд ли Даванков решится делать такие заявления в отношении АП и ЦИК.

Второй его сложностью является игра на краю пространства системной оппозиции с постоянной опасностью пересечь красные линии. Я уже писал, что для реального второго места Даванкову надо собрать весь протестный электорат – и навальнистов (признаны экстремистами), и яблочников, и надеждинцев, и сторонников абортов, и атеистов, и убежденных западников, и всех остальных недовольных властью «рассерженных горожан». По примеру демократов в США из меньшинств сложить большинство. Только в таком случае он перешагнет планку традиционного либерала-спойлера на президентских выборах и сможет дотянуться хотя бы до результата Прохорова в 2012г. – 8% (у Собчак в 2018г. было 1,68%). Но игра с протестом чревата. Появление иноагента Каца с провокационными заявлениями о поддержке Даванкова – яркий тому пример. В этом и заключается «дилемма Даванкова» – как собрать протестников, если собирать их опасно полным обнулением карьеры.

Поэтому второе место может достаться либо Харитонову (если коммунисты качественно мобилизуются, а политадминистраторы не решат сменить порядок участников традиционного чарта, напомнив Зюганову про осеннюю Хакасию), либо Слуцкому, если он дополнительно намагнитит радикальных патриотов, не имеющих сегодня политического представительства.