Главным и во многом сенсационным событием недели для региональной политики стало заявленное президентом Дмитрием Медведевым в послании Федеральному Собранию намерение предоставить право внесения предложений по кандидатурам глав регионов партиям, набравшим большинство голосов на региональных выборах. (Цитата: «Считаю возможным, чтобы предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов РФ представлялись президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. И, стало быть, больше никем. Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур будет закреплено за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны»).

Тем самым получила дальнейшее развитие тенденция усиления «Единой России» за счет прерогатив, на которые традиционно претендовал губернаторский корпус, ранее проявившаяся в переформулировании нашумевшего законопроекта «о назначении мэров» в пользу «партии власти».

NB Следует отметить, что эта же тенденция получила подтверждение в организации празднования Дня народного единства, в ходе которого региональный ресурс был консолидирован на федеральном уровне идеологемами «Единой России». В то же время «партия власти», сама находящаяся в состоянии кадровой санации, никак не отреагировала на имманентные проблемы регионального чиновничества, которое долгое время в среде СМИ принято было считать ее «ядерным электоратом» – например, на проводимые многими экономически и идеологически «слабыми» администрациями, по большей части бессмысленные и лишь усиливающие социальную напряженность, «чистки» (десяти- и даже двадцатипроцентные сокращения штатов).

Сама региональная политика «на местах» в первую «праздничную» неделю ноября развивалась довольно слабо. Почти все позитивные события так или иначе носили ярко выраженный идеологический характер. Например, поддержка национальных традиций и СМИ была отмечена вРеспублике Бурятия и Забайкальском крае.

В условиях нарастающих кризисных явлений отмечен ряд признаков консолидации региональных элит. В частности, попытки наладить отношения с силовым блоком были предприняты в Пензенской области. В свою очередь, в Кемеровской и Волгоградской областях на сторону губернаторов встало местное правосудие.

Негативные события периода также в основном были связаны с идеологическим «маневрированием». И, хотя послание президента было позитивно встречено большинством глав регионов, каждый из которых нашел в нем что-то, имеющее отношение именно к его специфике, положение о выдвижении кандидатов в губернаторы партиями-лидерами было поставлено под сомнение главой Петербурга (хотя Валентина Матвиенко, не раз заявлявшая о своем намерении «доработать» до 2011 года, почти сразу же попыталась дезавуировать свое заявление).

Резко обострилась ситуация вокруг глав Саратовской области и Республики Карелия (против губернатора последней складывается все более мощный блок представителей региональной и местной законодательной власти).

Постепенно складываются условия, позволяющие предполагать, что администрация Приморского края может стать первым предметом аппаратной критики нового руководства Минрегиона.

Руководство Иркутской области продемонстрировало политическую «глухоту и недальновидность», неспособность правильно расставлять приоритеты в социально-экономической политике.

Неожиданной и, вероятно, «разовой» критике спикера Совета Федерации подверглась деятельность руководства традиционно «нейтральной» Тамбовской области.