Представители губернаторского корпуса за период со 2 по 8 декабря получают 3 положительные оценки и 6 отрицательных.
Одним из стратегических политических событий начала декабря следует признать первое вступление в реальную региональную политику Народного фронта. В ходе московской встречи с активом ОНФ президент Путин обсудил темы юбилейного послания к Федеральному Собранию, с которым он выступит 12 декабря. В частности, предполагается, что Владимир Путин затронет тему своих майских указов с указаниями на то, что осталось невыполненным (опять-таки, формально акценты будут расставлены с подачи ОНФ).
Тем самым, платформа политической активности ОНФ переносится из нишевого экспертного дискурса (вспомним в данной связи тот же заявленный недавно «Индекс расточительности» регионов) в сферу общегосударственных вопросов и лоббирования институциональных сдвигов. В частности, обнародована идея, лоббистами которой на сегодняшний день попытались стать народнофронтовцы, – предложение о лишении крупнейших городов статуса МСУ, который представители ОНФ предложили спустить с уровня городов-миллионников на уровень районов. Механизм, который в данной связи готовится для представления президенту, предполагает более жесткий контроль губернаторов за мэрами в части выполнения госполномочий, под которые гарантированно будут выделяться средства, а также упрощение процедуры лишения полномочий самих мэров.
Лоббисты интересов органов муниципального самоуправления отреагировали на подобную перспективу достаточно жестко. Ряд экспертов указали на ее антиконституционность. Например, экс-мэр Омска, член думского комитета по МСУ Виктор Шрейдер заявил «Коммерсанту», что изъять местное самоуправление с уровня крупных городов без корректировки Конституции невозможно.
А мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и вовсе предложил наделить его муниципалитет статусом города федерального значения, который вывел бы Екатеринбург в отдельный субъект Федерации.
NB Заметим, впрочем, что и от использования в качестве «губернаторской дубинки» «рейтинга расточительности» ОНФ тоже не отказался: например, его представители попытались заявить о том, что статья «на улучшение имиджа губернатора» Сахалинской области оценивается в сумму 680 млн руб.
Правда, президент Путин заметил, что надо еще разобраться, на что уходят эти средства, не исключив, что «там могут быть вполне здравые вещи», а в правительстве Сахалинской области и вовсе опровергли информацию о заложенных в бюджете региона на 2014-2016гг. на «имидж губернатора» 680 млн руб., заявив, что такая сумма предусмотрена на программу «Совершенствование системы государственного управления», а расходы на информирование населения о деятельности непосредственно губернатора, правительства Сахалинской области и других государственных органов региона предполагаются в сумме не более 50 млн руб. в год.
Другим крупным вопросом развития организационной инфраструктуры регионального управления стало обсуждение создания федеральной структуры, ответственной за мониторинг межнациональных отношений. В данной связи ряд депутатов Госдумы заявили, что считают необходимым создание министерства национальной политики. Однако параллельно появилась информация о том, что администрация президента в целях централизации рычагов реализации государственной национальной стратегии уже лоббирует идею создания центра мониторинга межнациональных отношений при президенте.
Тогда, замкнув на себя руководство федеральным мониторинговым центром, президентская администрация получит контроль за реализацией государственной национальной стратегии, при этом правительство РФ будет заниматься текущей работой, а региональные и муниципальные власти – выполнять ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы» и нести за межнациональные конфликты ответственность.
NB Еще одной дополнительной нагрузкой на региональный уровень власти стало сделанное Дмитрием Медведевым поручение увеличить количество МФЦ в России за два года втрое, доведя его до 3 тысяч, что позволит 90% граждан получать услуги по принципу «одного окна». При этом сами МФЦ не только появятся в каждом муниципалитете: возможно, их сервис будет предоставляться даже в круглосуточном режиме, для чего Медведев выдвинул предложение ввести круглосуточное дежурство по всем органам государственной власти.
Правда, помимо «кнута» в начале декабря губернаторам был послан и «пряник»: правительство РФ вновь разрешило им ездить в кортежах с автомобилями ГИБДД, сняв действовавший менее года запрет. Более того, параллельно с решением правительства президент страны подписал указ об изменениях правил пользования мигалками для мэров Москвы и Санкт-Петербурга и губернаторов Московской и Ленинградской областей, согласно которому они теперь смогут включать спецсигнал не только в своем регионе, но и, соответственно, в городе или области.
В плане региональной политической тактики федерального центра начала зимы можно отметить проведенную предвыборную реструктуризацию «Единой России» как системный индикатор, подтверждающий курс на массовую губернаторскую кампанию осени 2014 года. В частности, Дмитрия Травкина на посту главы исполкома «Единой России» сменил известный своими волевыми подходами к выборам Виктор Кидяев, в связи с чем СМИ прогнозируют, что часть работы по организации выборов из администрации президента вновь переместится непосредственно в партию.
Параллельно центр провел с губернаторами серию консультаций по выборам 2014 года: не менее 20 губернаторов побывали в Кремле, где обсудили с руководством администрации президента выполнение майских указов и подготовку к предстоящим в 2014 году выборам различного уровня.