Эксперты по-разному оценивают влияние на ход выборов губернатора Иркутской области наличия большого количества кандидатов. Ранее избирком зарегистрировал семь претендентов на этот пост. По словам политологов, размывание голосов среди такого количества участников выборов может нести как выгоды, так и риски для врио губернатора Игоря Кобзева. При этом эксперты считают, что прохождение кандидатом от КПРФ Михаилом Щаповым муниципального фильтра можно расценивать как одобрение федеральным центром конкурентной кампании.
Эксперты продолжают обсуждать выборы губернатора Иркутской области. На прошлой неделе завершилась регистрация кандидатов на этот пост. По итогам проверки всех предоставленных документов избирком допустил до выборов семь кандидатов. Шестеро из них выдвинуты политическими партиями. Это депутат Госдумы Михаил Щапов (КПРФ), депутат думы Иркутска Григорий Вакуленко («Гражданская платформа»), проректор по административно-хозяйственной и производственной деятельности ИРНИТУ Геннадий Щадов (КПСС), председатель совета регионального отделения партии «Родина» Максим Евдокимов, депутат заксобрания Иркутской области Лариса Егорова («Справедливая Россия»), координатор регионального отделения ЛДПР Андрей Духовников. Единственным зарегистрированным самовыдвиженцем стал врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев.
Эксперты ожидают, что основная борьба развернется между Кобзевым и Щаповым. В таком случае, по мнению политтехнолога Виталия Сергеева, наличие большого количества кандидатов на выборах может быть удобнее для врио губернатора: «В целом все зависит не от численности зарегистрированных, а от конкретных людей и фамилий, которые имеются в списке. Понятно, что если у нас, как на президентских выборах 1996г., будет выбор из большого количество кандидатов, то в таком случае это выгодно действующей власти. Но тогда все кандидаты должны будут вести активные кампании. Большое количество кандидатов выгодно кандидату власти. Это всегда выгодно наиболее сильному кандидату. В том числе это размывает голоса противников. В данном случае также идут спойлеры, они будут пытаться отнимать голоса. Но на региональном уровне голосуют за фамилию. Понятно, что будут два основных конкурента, которые будут бодаться. Есть большое количество муниципалитетов, которые контролируются сторонниками бывшего губернатора, элита еще не сбита, и административный ресурс принесет тому и другому кандидату одинаковое количество голосов».
При этом эксперты не исключают, что нынешнее развитие событий в ходе избирательной кампании в Иркутской области связано с опасениями властей за результат выборов.
«Вряд ли можно сказать, что такое количество кандидатов выгодно Щапову, это скорее выгодно власти. Тем более на этих выборах есть кандидат с фамилией Щадов. Для чего все это сделано? Кобзева нельзя назвать сильным кандидатом, поэтому есть опасения, что может повториться 2015г. и будет второй тур на выборах губернатора. А во втором туре выиграет кандидат от КПРФ», – сказал политолог, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.
Политолог Сергей Шмидт отметил, что «регистрация великолепной семерки на выборах губернатора Иркутской области сродни чуду»: «Это тот самый случай, когда о том, что будут зарегистрированы максимум пять человек, мне сообщали совсем погруженные инсайдеры, и мне самому это казалось логичным. Но инсайдеры утверждают, что пара кандидатов все равно снимутся в процессе. Я до конца не понимаю игру во множество кандидатов. Вижу только одну причину, что это создает ощущение насыщенных конкурентных выборов».
В то же время Шмидт добавил, что еще одним из главных результатов заявочной кампании стал отказ в регистрации кандидатом в губернаторы мэру Бодайбо Евгению Юмашеву: «При этом Юмашев рассматривается здесь как креатура команды экс-губернатора Сергея Левченко. И приходилось слышать, что сам Левченко был против, чтобы кандидатом от оппозиции становился Щапов, который от него не зависит. И его гипотетическая победа означает для Левченко одно – прекращение имеющегося влияния в политической жизни Иркутской области. И Левченко со своим окружением делал ставку на Юмашева. И, судя по всему, здесь более тонкая интрига, связанная с тем, что влиятельные участники политической жизни, в том числе на федеральном уровне, просто хотят отключить бывшего губернатора от политической жизни в Иркутской области. Щапов зарегистрировался без проблем. Соответственно, одобрение на конкурентную кампанию дано. Команда Щапова рассматривала процедуру муниципального фильтра как некий тест: одобряет или нет федеральный центр его участие в кампании. Проблем не было никаких».
Напомним, что после отказа в регистрации на выборах губернатора Юмашев заявил, что поддержит кандидатуру Щапова. «Я думаю, что Юмашев участвовал в этих выборах именно для того, чтобы потом поддержать Щапова», – отметил Бондаренко.
По словам Сергеева, такого рода поддержка не дает результата и полного перетекания электората Юмашева к Щапову ожидать не стоит.
Добавим, что голосование на выборах губернатора Иркутской области пройдет 13 сентября. За два дня до этого, с 11 сентября, начнется досрочное волеизъявление.