Шестой Международный форум «Оренбуржье – сердце Евразии» прошел в Оренбурге. В этот раз в рамках мероприятия внимание уделили сразу нескольким направлениям, причем не только связанным непосредственно с экономикой и бизнесом. На форуме обсуждали в том числе актуальные проблемы медицины и экологии в контексте евразийского сотрудничества.

Шестой Международный форум «Оренбуржье – сердце Евразии» прошел в Оренбургской области. За это время площадки форума посетили более 1,5 тыс. представителей из стран Евразийского экономического союза и СНГ. «С самого начала наш форум был призван объединить интересы экспертов, представителей бизнеса и деловых организаций для обмена опытом и обсуждения лучших мировых практик в контексте евразийской интеграции. В нынешних условиях перед нами открывается еще больше возможностей для расширения и укрепления взаимоотношений между странами Евразийского экономического пространства», – отметил губернатор Оренбургской области и вдохновитель форума Юрий Берг.

Своими мнениями о форуме, о значении проблем, поднятых на нём, поделились как непосредственные участники форума, так и другие эксперты:

Дмитрий Азаров, председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель Всероссийского Совета местного самоуправления

Михаил Бабенко, директор программы «Зеленая экономика» Всемирного Фонда дикой природы России

Андрей Гаврилов, президент некоммерческого партнерства «Альянс туристических агентств»

Николай Дайхес, член комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья, директор Федерального государственного научно-клинического центра оториноларингологии, доктор медицинских наук, профессор

Виктор Ермаков, общественный уполномоченный при президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства, гендиректор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Константин Курченков, председатель общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия»

Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы

Константин Суслов, вице-президент Российского промышленного инвестиционного фонда

Немаловажно, что в рамках международного форума нашлось место обсуждению проблем, с которыми сталкиваются муниципалитеты. Особое внимание участники нескольких тематических площадок уделили вопросам развития конкуренции на территориях, привлечения в них инвестиций, инструментам развития муниципальных образований.

Дмитрий Азаров, член Совета Федерации: «Результативность того или иного форума может быть разной, но то, что такая дискуссия, прояснение позиций, определение участия федеральных органов исполнительной власти, региональных органов и собственно работа самих муниципалитетов происходят, то, что тиражируются лучшие практики, без всяких сомнений, способствует движению вперед.

Основное количество глав муниципальных образований – это люди, которые очень хорошо разбираются в экономике, прекрасно осознают важность работы по созданию инвестиционного климата, сокращению административных барьеров, административному сопровождению проектов, с которыми выходят инвесторы. Подготовка и обучение управленческих команд – это одна из тем, которыми на сегодняшний день достаточно активно занимаются и министерство экономического развития, и профильные вузы, и, конечно, следует отметить работу, которая ведется в рамках кадрового резерва всех уровней. Всё это имеет значение, и, на мой взгляд, на сегодняшний день можно фиксировать очень серьезные подвижки в понимании важности этой работы в муниципалитетах.

Другое дело, что регионы и в том числе губернаторы должны создавать экономические условия заинтересованности глав муниципальных образований, управленческих команд в этой работе. О чём идет речь? Представим, что глава сельского района разбился в лепешку, создал условия, привлек инвестора, и тот создал предприятие, скажем, на 100 рабочих мест. Через год муниципальный бюджет получает дополнительные доходы в бюджет в виде имущественного налога, подоходного налога и так далее. Что происходит дальше? Мы с вами знаем, что большинство сельских муниципальных районов являются дотационными, и на следующий год мы с сожалением фиксируем, что практически во всех субъектах Российской Федерации такому муниципалитету региональная власть снижает уровень дотаций ровно на ту сумму, на которую у него выросли собственные доходы. Это, конечно, не создает предпосылок для системной заинтересованной работы управленческих муниципальных команд. Получается, что одна команда работает, достигает результата, а через год оказывается ровно в тех же условиях, что и соседний район, где этой работой не занимались вовсе: ни инвесторов не искали, не создавали рабочих мест.

Вот здесь над стимулами субъекты должны поработать очень прилично. Мы также и в рамках нашего комитета, и в рамках ВСМС на этом акцентируем внимание. Таким муниципалитетам, конечно же, нужно фиксировать уровень государственной и региональной поддержки, поощрять их развитие собственного налогового потенциала, а самое главное – его реализацию. И я хочу сказать, что у субъектов РФ для этого сегодня есть все рычаги, потому что они имеют возможность совершать налоговые маневры, перераспределять и сохранять уровень поддержки. То есть регионы эту работу с муниципалитетами могут выстроить эффективно».

Первая дискуссионная площадка, которая открыла деловую программу форума, была посвящена медицине, в частности, новым технологиям в хирургии стран Европы и Азии. Почти следом за ней специалисты и представители региональных властей встретились за круглым столом, где обсудили новые стандарты в здравоохранении, в частности, новые подходы к реабилитации, а также развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

Николай Дайхес, доктор медицинских наук: «Вообще, медицина – это вопрос, который касается всех и каждого. И бизнес, и инвесторы должны в этом более активно участвовать, потому что невозможно государству одному нести на себе такую сложнейшую и высокотехнологичную область, как медицина. А у нас, когда мы говорим об участии инвесторов, сразу возникает образ некоей частной клиники, где порой не столько лечат, сколько калечат. Поэтому, безусловно, надо как можно более активно разрабатывать экономические механизмы, привлекательные для бизнеса и инвесторов, чтобы они участвовали в государственно-частном партнерстве. Мы об этом говорим на каждом углу, но ситуация, к сожалению, не двигается. Вот в чём проблема.

Если говорить о реабилитации, то на всех наших общественных форумах и обсуждениях, и в общественных организациях, и в министерстве [здравоохранения РФ] мы обсуждаем эту тему. Да и президент недавно проводил на Алтае госсовет, посвященный вопросам медицинской и социальной реабилитации. Так что эта тема сейчас очень востребованна. И это правильно. Потому что мы по многим направлениям медицины идем вперед, у нас появляются новые медицинские, хирургические технологии, мы делаем такие вещи и помогаем людям, о которых еще 15–20 лет назад можно было бы даже не разговаривать. А реабилитация у нас, к сожалению, отстает. И то, что у нас все структуры [власти] этим озадачились и постоянно об этом говорят, это только к лучшему. Нам нужно догонять в этом направлении. Поэтому абсолютно логично, что эта тема в Оренбурге поднималась».

Также в Оренбурге поднималась другая немаловажная тема, от которой в дальнейшем зависит не просто здоровье людей, но будущее всего человечества. Речь идет о «зеленой экономике» – направлении, которое определяет экономику как зависимый компонент природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью. Оренбургская область, стоит заметить, активно работает в данном направлении, убеждая производителей и создавая условия для модернизации производства, но и развивая альтернативную энергетику.

Михаил Бабенко, эколог: «Не секрет, что в последние года два практически все крупные площадки, связанные с экономическим развитием, имеют либо круглый стол, либо секцию, связанную с «зеленой экономикой». О какой-то системной работе в области «зеленого развития», говорить, к сожалению, пока не приходится. Потому что соответствующих правильных слов, а именно программ и бюджетов именно на специфическое «зеленое развитие» с пониманием, что именно туда относится, этого, к сожалению, нет ни на федеральном, ни на региональном уровне. Можно, конечно, в качестве [обратного] примера попытаться привести прогноз социально-экономического развития до 2030г., где есть пара параграфов про «зеленое развитие». Но, если сопоставить это с объемом информации, которая касается расширения минеральной ресурсной базы, сразу становится понятно, что второй вопрос превалирует над первым. Но это если подходить с формальной точки зрения.

В реальности, на самом деле, существует довольно много инициатив и проектов, например, есть проекты по развитию экологически чистого транспорта или снижению экологического следа в городах России. Например, Москва сейчас пытается активно развивать электромобильный транспорт: есть планы по строительству специальных заправочных станций, принимается решение по льготам для электромобилей при парковке. Некоторые регионы начинают активно инвестировать в возобновляемую энергетику. Правда, по объемам это, конечно же, не очень много. Алтайский край можно привести в качестве примера – многие компании там на своих объектах ставят ветряки или солнечные панели, Роснано объявило, что в Ульяновской области собирается строить парк ветряков. Что-то такое отдельное идет».

Справка: в рамках Евразийского форума правительство Оренбургской области заключило контракт на производство установок по выработке биогаза. Ранее в правительстве объявили, что к 2019г. в регионе будет работать не менее десяти солнечных электростанций. Пока их две, но одна из них, расположенная в Орске, является самой мощной в России, вырабатывает от 25 до 40 мВт. Кроме того, в области также планируют построить крупнейший в стране ветропарк.

Михаил Бабенко, эколог: «Но важно, что такие проекты есть и они показывают свою экономическую жизнеспособность, потому что практически никогда эти вещи не реализуют на 100% бюджетные средства.

Тему обсуждать, конечно, надо по одной простой причине. Концепция «зеленого развития», «зеленого роста» или устойчивого развития – как угодно можно ее назвать – является реальной альтернативой нынешнему ресурсоориентированному развитию. Это первое. Второе: подобное развитие предполагает потенциал для огромного количества принципиально новых, в том числе наукоемких отраслей. Это то, о чём говорится на протяжении последних нескольких десятилетий, но фактически с мертвой точки мало сдвигается.

К великому сожалению, мы не смогли приехать на форум, поскольку несколько очень важных секций в последний момент выпали, в частности те, которые касались банков. А «зеленая экономика» и «зеленые финансы» – это вещи, которые должны идти рука об руку. Так что, если на будущий год в рамках форума будет дискуссия по «зеленым финансам», это будет очень хороший сильный шаг».

Константин Курченков был модератором круглого стола «Зеленая экономика» – пути развития», который состоялся в первый день работы форума.

Константин Курченков, эколог: «Несомненно, оренбургский форум – это очень полезное мероприятие в плане развития «зеленой экономики». Задав вопрос любому обывателю, что такое «зеленая экономика», мы ни от кого не получим понятного вразумительного ответа. Участники таких мероприятий, в отличие от простых граждан, они все в этой теме, и эта тема потихоньку приходит к чему-то практическому. Если в 2008г., когда об этом только начали говорить, о «зеленой экономике» у всех было довольно призрачное представление, то сейчас хотя бы набросано жирными мазками представление о том, что нужно делать, в какую сторону двигаться и к чему мы идем. И самое главное, что есть понимание того, что начинать в любом случае нужно с самых маленьких граждан нашего общества с помощью экообразования. И если это образование ввести на территории всего государства, то уже через 20 лет мы с вами получим экологически здоровое общество.

Что касается регионов, то о том, что нужно двигаться в эту сторону, понимают везде. О том, как двигаться, – не очень. Ни для кого не секрет, что проекты «зеленой экономики», в том числе модернизация производств, опираются в первую очередь на инвестиции. Несмотря на то, что все говорят о кризисе, западных санкциях и прочих обстоятельствах, мешающих развитию, многие находят возможности и средства и начинают потихоньку двигать эти программы, хотя и не так быстро и не так тотально, как хотелось бы. Но тем не менее у всех есть понимание, что если мы не будем это делать, то ничем хорошим это не закончится. Посмотрите сами: за ХХ и начало XXI веков планете был нанесен такой урон, которого не было за 19 веков нашей эры нанесено до этого. А мы сумели за 100 небольших лет сделать так, что страдает вся планета. И если мы сейчас не переформатируем свое отношение к этому, то всё закончится весьма печально.

Если говорить конкретно об Оренбургской области, то в первую очередь хотелось бы отметить очень грамотный и позитивный настрой, начиная от правительства в области во главе с губернатором Юрием Бергом, который с пониманием и очень чутким вниманием относится к вопросам, связанным с экологией. Ведь на сегодняшний день проблема утилизации нефтешламов остро стоит во всех регионах, где идет газо- и нефтедобыча. А в Оренбургской области по инициативе «Зеленой России» губернатору был представлен проект по переработке в условиях степи, и он пошел навстречу – уже выделено два земельных участка. Там пока очень большие сложности с инфраструктурой, но есть понимание, что проблемы будут решены, а проекты – реализованы. Министерством природных ресурсов области совместно со специалистами «Зеленой России» ведется большая работа по разработке именно этого проекта при полной поддержке губернатора, за что ему огромное спасибо.

И как общественники мы также хотели бы отметить очень активное участие Оренбургской области во всероссийском субботнике «Зеленой России». Более 70 тыс. жителей региона приняли участие в мероприятиях по наведению порядка в своем родном уголке и вошли в состав призеров наших конкурсов, и приз от «Зеленой России», почетные грамоты, благодарственные письма мы будем вручать им на нашей торжественной церемонии, которая состоится в Москве 8 декабря. Это будет уже вторая церемония вручения «экологического Оскара», и Оренбургская область также станет обладателем этого приза».

Тему развития туризма в рамках евразийского сотрудничества также обсуждали на форуме и в прошлом году. Тогда внимание было акцентировано на эксплуатации темы Великого шелкового пути, который проходил через территорию современной Оренбургской области. В 2016г. один из туристических проектов под названием «Новый Шелковый путь» занял третье место на проходящем в рамках форума конкурсе ROAD SHOW, где свои лучшие проекты продемонстрировали 27 представителей из России, Казахстана, Армении, Белоруссии.

Андрей Гаврилов, президент АТА: «На Сочинском форуме уже не один год работает туристическая секция, проводятся встречи и обсуждения вопросов, по результатам которых заключались контракты. Сейчас с контрактами, конечно, сложнее, но по большому счету, если организаторы подбирают реально сильный состав участников и ставят реальные вопросы с выходом на конкретные контракты, документы, соглашения и так далее, то, конечно, в этом случае целесообразность подобных мероприятий, безусловно, присутствует, а уровень отдачи бывает очень высоким.

Если говорить о евразийском направлении развития туризма, в частности, совместных российско-казахстанских проектах, то у нас наблюдается достаточно неплохое взаимодействие с казахскими коллегами в рамках Совета по туризму СНГ, где наши казахстанские партнеры проявляют достаточно большую активность. Совместные проекты здесь могут быть и инвестиционными, и направленными на развитие туристских маршрутов. Например, на территории Казахстана есть достаточно большое количество природных, спортивных, культурно-познавательных объектов. В принципе, такое взаимодействие интересно, перспективно, но его еще нужно развивать, потому что, на мой взгляд, наше преимущество в рамках евразийского сотрудничества задействовано не до конца. Здесь можно было бы прорабатывать более детально и конкретно и по части инвестиций, и по части взаимодействия туристских компаний, и по части туристских маршрутов, и по части взаимного продвижения. Наши исторические и культурные связи позволяют это сделать по максимуму, но нужно еще работать.

Само словосочетание «Великий шелковый путь», конечно, на слуху у туристов, но пока еще не стало брендом. До туристов пока еще не донесено, что есть такой туристический маршрут, что в него входит, на какие части он может быть разбит в зависимости от финансовых возможностей туристов, продолжительности путешествия и сферы интересов туристов».

Безусловно, подавляющее количество участников оренбургского форума – это представители бизнеса из многих регионов России и ряда других государств. Для них эта площадка – реальная возможность найти партнеров для реализации проектов, требующих совместного участия. Создание условий для такого взаимодействия обсуждают представители исполнительной власти субъектов, которых на форуме также собралось немало.

Виктор Ермаков, бизнес-омбудсмен: «Если мероприятие подготовлено на высоком уровне, если заранее отбирались бизнес-проекты, которые обсуждались с партнерами, если съехались те, у кого есть намерение подписать контракты, тогда можно совершенно четко говорить, что мероприятие нужное и правильное. А если мы говорим о мероприятиях, где все друг друга видят в первый раз, то его результатом будет, пожалуй, только больная печень. Но вообще можно сказать, что формат форума – рабочий. И когда он подготовлен, то дает хорошие результаты.

При этом хочу заметить, что существует специальная структура, которую создало в регионах Минэкономики РФ в рамках программы поддержки малых предприятий. Я имею в виду Центрэкспорт и региональные интегрированные центры поддержки экспорта. Их задача как раз бесплатно находить рынки малым конкурентным предприятиям и подбирать партнеров».

Добавим, соглашение о создании Центра поддержки экспорта в Оренбурге губернатор Юрий Берг заключил с гендиректором АО «Российский экспортный центр» Петром Фрадковым в октябре 2016г. на Международном инвестфоруме в Сочи.

Константин Суслов, вице-президент РПИФ: «Однозначно, проведение подобных мероприятий играет роль в привлечении инвестиций и развитии международных бизнес-связей и проектов. Это как минимум показывает лояльность регионов к самой бизнес-интеграции. Ведь малый бизнес, как правило, замыкается у себя на местах, и диапазон его влияния ограничен, а интересы среднего и крупного бизнеса в регионах выходят далеко за рамки субъектов и даже стран. Соответственно, такого рода мероприятия очень хорошо помогают бизнесу продемонстрировать свою лояльность, возможности взаимодействия, получить какие-то контакты.

Бизнес должен вертикально интегрироваться и развиваться. Если бизнес можно перенести на взаимодействие на евразийской территории – это замечательно. Вообще я считаю, что, несмотря на все сложности, сейчас для развития бизнеса – очень неплохой период. Нужно просто развивать свои конкурентные преимущества и детально изучать каждую отрасль».

Заключительным пунктом деловой программы оренбургского форума стало пленарное заседание «Потенциал международного сотрудничества на евразийском пространстве», на котором подвели итоги. Модератором заседания стал политолог Евгений Минченко.

Евгений Минченко, политолог: «Мне понравились и организация форума, и состав спикеров, и атмосфера. Для меня Оренбургская область, честно говоря, открылась с другой стороны, несмотря на то, что я, в общем-то, давно знаком с этим регионом. Например, выяснилось, что там каждый год регистрируется достаточно большое количество изобретательских патентов мирового уровня, что там есть новаторские разработки по, например, методикам анализа крови, несколько изобретений по автоматизации дойки коров. Кому-то это покажется смешным, но на мой взгляд, учитывая значимость агропромышленного комплекса в условиях неблагоприятной конъюнктуры цен на энергоносители и металл, это тоже очень интересная тема. Там же обсуждались интересные разработки по поводу использования беспилотных транспортных средств в сельском хозяйстве – технологии по беспилотному вспахиванию земли, сеянию, внесению удобрений и так далее. Интересные вещи, на самом деле.

Интересными были проекты, связанные с туризмом. В области, конечно, хорошо продвинута тема границы Европы и Азии, но я им предложил сделать еще одну туристическую точку. У них есть такое место, где встречаются границы четырех регионов и двух государств: Самарской, Саратовской, Оренбургской и Западно-Казахстанской областей. Я им предложил обустроить там какое-нибудь красивое место с соответствующей инфраструктурой с упором на гостеприимство.

Я удивился объему сотрудничества Оренбургской области с соседними регионами – там, например, выступал аким Актюбинской области. И видно, насколько у него теплы отношения с губернатором Юрием Бергом, насколько плотно они взаимодействуют. В общем-то, совместные проекты регионов довольно интересны. Хотя следует отметить, что если брать налоговый режим и цены на энергоносители и электричество, то Казахстан сегодня предоставляет более привлекательные условия. Но мне кажется, что подобного рода конкуренция только на пользу, потому что она будет вынуждать и российские власти не уступать казахстанским соседям.

Плюс, мне, конечно, понравилось, как общались представители Евразийской комиссии и бизнеса. У бизнеса, в частности, было много вопросов по поводу барьеров и так далее. Но мне кажется, что эта дискуссия хороша, когда есть возможность в прямом неформальном общении обсудить существующие проблемы и привести аргументы с обеих сторон.

Вообще, замечу, что сейчас многие регионы пытаются продвигать тему евразийского сотрудничества, но, как говорится, у кого форум – те и молодцы».