Губернатор Петербурга Александр Беглов жестко ограничил работу общепита и сферы развлечений, а накануне пригрозил городу полным локдауном из-за обострения ситуации с коронавирусом. В некоторых регионах идут по такому же пути, а в других, напротив, снимают ограничения перед новым годом и ждут туристов. «Клуб Регионов» узнал, что об ограничениях «по Беглову» думают эксперты.
Санкт-Петербург находится на грани полного локдауна, заявил губернатор Александр Беглов. Он в очередной раз обратился к горожанам с настоятельной просьбой соблюдать все предписанные Роспотребнадзором меры предосторожности. В рамках борьбы с коронавирусом Беглов подписал распоряжение, которое останавливает работу общепита с 30 декабря по 3 января 2021г., а до 29 декабря заведениям разрешено работать только до 19:00. С 4 января в городе закроют музеи и ужесточат требования к проведению массовых мероприятий – теперь власти сами будут определять разрешенное количество участников.
Жесткие меры Беглова вызвали критику и сопротивление местных бизнесменов. Его решения вызывают еще больше недоумения на фоне Москвы, где заболеваемость выше: в столице коэффициент распространения COVID-19 в день публикации материала составлял 1,06, а в Петербурге – 1,01. При этом мэр Сергей Собянин разрешил общепиту работать до 23:00, и, как заявил заммэра столицы Владимир Ефимов, дополнительные ограничения на новогодние праздники вводить не планируют.
Усиливать запреты пытаются и другие губернаторы, но все же большинство из них, боясь уменьшения налоговых поступлений, идут на послабления. Так, руководитель Мурманской области Андрей Чибис с 9 декабря разрешил работать кинотеатрам и областной филармонии, а с 11-го числа в регионе откроются горнолыжные курорты, деятельность которых во время эпидемии коронавируса была предметом серьезных дискуссий как в России, так и за ее пределами. Например, пару недель назад Германия потребовала запретить работу всех горнолыжных баз в Евросоюзе. При этом к повышенному наплыву любителей зимних видов спорта в России готовятся и на Кавказе.
Социальный технолог, директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова считает, что федеральный центр совершенно правильно наделил глав регионов возможностью принятия самостоятельных решений по ограничениям, но эти решения, по ее мнению, должны приниматься с учетом мнения заинтересованных сторон и экспертного сообщества.
«Что касается двух крайностей – условных «Беглова» и «Чибиса», – то я выступаю за поддержку экономики. Введенные на новогодние праздники жесткие ограничения в Петербурге в первую очередь следует оценивать не с точки зрения праздного обывателя, а с позиции фундаментальной: ресторанный и туристический бизнес играют важнейшую роль в нашем городе. И все равно люди выйдут на новый год на улицу, пойдут на Стрелку, к Исаакию, на Дворцовую. И будут толпы, компании, поездки в такси, домашние застолья. И запрет на работу ресторанов и культмассового сектора, на мой взгляд, вводится просто ради самого факта запрета. Это как докладная записка, которая пишется для того, чтобы не проинформировать начальника, а обезопасить автора. Нежелание Александра Беглова прислушиваться к бизнесу сейчас однозначно будет иметь политические последствия для него», – заявила собеседница «Клуба Регионов». Колесникова уверена, что элиты не простят губернатору этих жестких запретов.
Против ограничений «по Беглову» выступает и член комитета по бюджету и налогам Госдумы, советник президента «Деловой России» Виктор Зубарев. По его словам, запрет на деятельность в новогодние праздники ударит по бизнесу особенно сильно, ведь повышенный потребительский спрос в эти даты помог бы экономическому выживанию. «Ограничения должны быть разумными: дистанция, соблюдение правил... Жизнь продолжается, и все останавливать нельзя. Все-таки пандемия нам уже понятна, система лечения выстроена. Да, заболевает много людей, но на подходе и вакцинация», – говорит эксперт. При этом он поддерживает решение руководства страны передать право решать губернаторам. «Потом мы сможем сравнить Питер и другие регионы, понять плюсы и минусы и найти лучшее решение для страны», – считает Зубарев.
Вице-президент Всероссийской ассоциации политконсультантов Андрей Максимов полагает, что послабления для бизнеса могут позволить себе только губернаторы, у которых нет такой тяжелой ситуации с распространением коронавируса, как в Петербурге: «Ситуация там сложна тем, что, во-первых, это город-миллионник, там огромное количество контактов людей, которые никак нельзя остановить, во-вторых, там очень высокая смертность, выше даже, чем в некоторых странах Европы. В этом плане нужно принимать какие-то экстраординарные меры. Вот Беглов посчитал, что такие. Конечно, можно было бы как-то поработать с общественным транспортом, где люди заражаются чаще всего, но как ты с ним поработаешь без парализации экономической жизни города?»
«Но, конечно, власть должна учитывать интересы бизнеса, потому что сейчас происходит ситуация, обратная девяностым и нулевым годам, когда шло накопление первоначального капитала, – продолжает эксперт. – Сейчас идет его выжигание, особенно в среднем и малом бизнесе, и люди, которые раньше вкладывались в развитие территорий в экономическом и социальном плане, превращаются в тех, кто пытается хоть как-то спасти то, что у них осталось. Надо понимать, что, создавая условия для уничтожения малого и среднего бизнеса, атаке подвергают и статьи бюджета, которые не компенсируешь за счет выживших двух-трех гигантов». Максимов подчеркнул, что в условиях пандемии любые решения губернаторов будут непопулярными, ведь на них давит не только бизнес, но и жители, которые сами столкнулись с коронавирусом или потеряли из-за него своих близких, и они послабления рассматривают как создание условий для роста заражений.