Депутаты законодательной думы Томской области приняли закон, по которому бывшим губернаторам региона и спикерам облдумы, проработавшим в должности более двух сроков, полагается секретарь, помощник и отдельный кабинет за бюджетный счет. Директор Института политики и государственного праваВиталий Иванов считает, что подход к принятию таких законов должен быть дифференцированным. По его мнению, заслуженные губернаторы достойны некоторых дополнительных привилегий.

«Принятие таких законов - это стандартная практика. Прецедентов подобных было немало. Самые «вкусные» условия, насколько я помню, были созданы для экс-главы Татарстана Минтимера Шаймиева. Ему дали должность госсоветника республики, и у него практически все условия работы, все статусные ставки остались президентские. Очень «вкусный» в свое время был принят закон для председателя Госсовета Дагестана Магомед Али Магомедова. Когда он ушел в отставку, ему тоже законом все что можно и нельзя сохранили. В других регионах тоже такие случаи были.

Но бывали и обратные случаи: если губернаторы уходили по-плохому, то им ничего не давали. Например, в Ростовской области уходящему губернатору Владимиру Чубу хотели обеспечить некие условия, но из-за этого целый скандал был. И в итоге закон не приняли. Он, в общем-то, заслуженный человек, и можно было дать ему определенные льготы, но он в итоге ничего не получил.

Я считаю, что заслуженным губернаторам стоит какие-то льготы предоставлять, но подход должен быть дифференцированным. Другое дело в том, как такой закон прописать. Вот, например, выгнали мурманского губернатора Дмитриенко, ну какие ему льготы, он не наработал. А с другой стороны, есть Виктор Кресс – человек заслуженный. Мне кажется, что здесь стоит не законами это прописывать. Закон не может быть индивидуальным под Кресса, под Дмитриенко или под Магомедова. Фактически это получается так, но юридически получается, что потом это нужно распространять и на их преемников, а это не есть хорошо. Можно поступить так: в законе зафиксировать, что льготы предназначены для первого губернатора, не для именно Кресса, а для первого губернатора. То есть это будет некая обманка в самой формулировке: закон фактически индивидуальный, но в то же время не индивидуальный, не персональный. Другой вариант - регулировать это не законом, а постановлением регионального парламента или нового губернатора».