Представители губернаторского корпуса за период с 3 по 9 сентября получают 5 положительных оценок и 3 отрицательные.

Начало осени характеризовалось существенным увеличением внимания федерального центра к ситуации в регионах как с экономической, так и с политико-правовой точек зрения.

Одной из важных инициатив, с которой выступили представители федерального центра в начале сентября, стало предложение Минфина, который считает нужным «снимать» губернаторов с должности за долги региона. В частности, заместитель министра финансов Михаил Котюков предлагает обязать регионы и муниципалитеты, чья просроченная задолженность превышает 10% от запланированных на этот год доходов, подписывать с Министерством финансов соглашение о мерах восстановления платежеспособности. Если же обязательства, взятые в рамках указанных документов, не исполняются или не дают положительного результата, это должно стать основанием для отрешения глав регионов от должности.

NB Среди российских территорий самый большой объем долга сейчас у Москвы – 215,9 млрд руб. На втором месте Татарстан (85,9 млрд руб.), на третьем – Московская область (80,2 млрд руб., при этом за считанные месяцы регион очень существенно снизил долговую нагрузку), также тяжелая ситуация у Краснодарского края (43,4 млрд руб.). Если сравнивать объемы долгов с собственными доходамирегионов, то лидером является Республика Мордовия, задолженность которой составляет 126% от доходов бюджета, чуть лучше обстоят дела у Северной Осетии - Алании (отношение госдолга к доходам бюджета 117%). Значительная долговая нагрузка (более 90%) у Костромской, Астраханской и Саратовской областей.

В целом на 1 июля 2012 года госдолг субъектов РФ составил 1 трлн 111 млрд 76,54 млн руб. Несмотря на некоторое его снижение (за первое полугодие текущего года объем государственного долгасократился в 52 регионах, вырос – в 25, еще в шести остался на прежнем уровне), в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры данный показатель продолжает внушать серьезные опасения.

На этом фоне рассматриваются самые фантастические варианты решения проблемы, включаязаконодательную отмену поселенческих структур местного самоуправления (правда, никакой гарантии, что это позволит действительно снизить издержки и повысить эффективность расходования бюджетных средств, на практике не существует, зато риски для политико-социальной ткани страны идея содержит не меньшие, чем пресловутая схема повсеместного внедрения института «сити-менеджеров»).

Что касается оценки лоббистского потенциала губернаторского корпуса, то прежде всего заслуживает внимания подписанный президентом указ об образовании совета при главе государства по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. В состав совета вошли главы 4 субъектов Федерации: Марина Ковтун, Владимир Миклушевский, Михаил Мень и Владимир Якушев (при этом господин Мень также вошел в президиум совета, что подчеркивает его особый аппаратный статус).

Среди неформальных, но важных политических поручений, которые дает федеральный центр губернаторскому корпусу, экспертам «Клуба Регионов» на истекшей неделе запомнилась«обеспокоенность» Кремля слишком жесткими законодательными ограничениями, которые принимаются на местах в целях сужения коридора протестных настроений. Следует отметить, что наиболее технологически сильные региональные команды прибегают к гораздо более эффективным, мягким технологиям контроля над политической ситуацией.

Наконец, заслуживает внимания очередной совместный рейтинг «Политической экспертной группы» и журнала «Политические технологии», составивших «Индекс избираемости» губернаторов РФ. Судя по данному документу, в настоящее время самыми непопулярными российскими губернаторами являются главы Курганской области Олег Богомолов, Курской области Александр Михайлов и Орловской области Александр Козлов, а самый популярный и влиятельный в своем регионе губернатор в России – глава Кемеровской области Аман Тулеев.